Мои студенты используют ИИ для списывания. Почему это шанс для обучения 🎓🤖
Весной в моём курсе «Демократия под угрозой» с 120 студентами ассистенты зафиксировали четыре случая, когда учащиеся использовали системы искусственного интеллекта, вроде ChatGPT, для написания коротких эссе. В каждом случае студенты признались и переписали задания самостоятельно.
Хотя сейчас много разговоров о том, что ИИ позволяет студентам «обмануть» учебу, на деле такие системы в 2023 году работают далеко не идеально. Поддельные работы легко распознать: текст не соответствует заданной теме, содержит грубые ошибки или звучит непривычно для человеческого письма.
Используем ИИ как инструмент обучения 💡
Мы решили превратить этот случай в возможность для обучения. Вместо наказания мы обсудили с каждым студентом, почему они выбрали ИИ вместо собственных усилий. Ответ был один: студенты перегружены другими курсами и личными делами. Мы также предложили им задуматься, соответствует ли такой подход их цели — стать образованными гражданами. Естественно, ответ был отрицательным.
Хотя курс посвящён демократии, новые технологии задают интересные вопросы:
- Как люди используют язык и коммуникацию?
- Как компьютеры обрабатывают язык?
- Чем эти подходы отличаются?
- Почему нам важно, чтобы машины имитировали человеческий язык?
- Какие плюсы и минусы такого моделирования?
- Можно ли считать ИИ «интеллектом»?
ИИ-платформы вроде ChatGPT создают тексты на основе огромного объёма данных из интернета, формируя видимость знаний. Как отметил мой коллега Рафаэль Альварадо:
«Это библиотека без библиотекарей — контент существует отдельно от смысла, от работы авторов. Форма есть, а содержания нет».
Новые подходы к обучению 📝
Чтобы использовать ИИ с пользой, я меняю формат занятий:
- Письменные задания в классе в реальном времени, чтобы студенты думали и формулировали мысли на месте.
- Больше групповых презентаций с живым обсуждением.
- Работа с ИИ: студенты создают текст с помощью ИИ и вместе анализируют его достоверность, проверяя источники.
Таким образом, ИИ становится учебным инструментом, а не угрозой. Студенты учатся критически мыслить, оценивать информацию и видеть, что алгоритмы создают лишь видимость знаний.
Реальные риски и возможности ⚖️
Многие опасаются будущих сценариев, где ИИ станет «самостоятельным» или заменит человека. На практике большинство технологий пока не работает так, как рекламируется. Но их неправильное использование уже влияет на сферу здравоохранения, страхования и другие отрасли без прозрачности и контроля.
Мы совершаем две ошибки одновременно: боимся ИИ как непонятной технологии и игнорируем его нынешнее влияние. Оба подхода позволяют компаниям эксплуатировать пользователей.
Как преподаватель, я выбираю другой путь: использовать ИИ для обучения, критически анализировать его и готовить студентов к реальному миру, где технологии — часть жизни, а не замена ей.