Вопрос

Мотоцикл — внезапная поломка тормоза — внезапно перестал тормозить — безопасно ли это?

Недавно у моей старой Honda ST 1100 отказали передние тормоза. Это произошло очень внезапно: в один момент они работали идеально, а в другой — уже нет. Не было постепенного ухудшения, никаких предупреждений, ничего.



У мотоцикла нет системы ABS (или какой-либо другой системы помощи при торможении), но из-за неисправности казалось, что «система ABS» постоянно срабатывала, как только я едва касался тормозов; тормозная ручка «отскакивала» назад, как только я к ней прикасался. Это происходило даже на очень низкой скорости, когда я шёл рядом с мотоциклом; как только я касался переднего тормоза, он резко срабатывал. Визуальных повреждений тормозов (насколько мог судить мой невооружённый глаз на тёмном шоссе) не было; они выглядели нормально.



Мне удалось добраться до дома, потому что у меня всё ещё работал задний тормоз, а машин на дороге почти не было. Я позвонил механику, чтобы он отбуксировал мотоцикл, что заняло три недели. Он прокатился на нём и сказал, что с тормозами всё в порядке. Они просто отлично работают. Он решил заменить обе мои шины — без моего согласия, из-за неравномерного износа — и сказал, что теперь мотоцикл гораздо устойчивее. Я могу в это поверить, но не думаю, что внезапный отказ тормозов может быть вызван неравномерным износом шин.



Я ему верю, но я также знаю, что у меня внезапно отказали тормоза и что я хочу решить эту (потенциальную) проблему, учитывая связанные с ней риски.



У меня два вопроса:




  • Кто-нибудь знает, что могло стать причиной такого отказа тормозов?

  • Разумно ли снова садиться на велосипед, если проблема не была обнаружена/устранена?



Тормоза отказали после очень долгой поездки. Думаю, я проехал около 450 км (примерно 280 миль), прежде чем тормоза вышли из строя. Честно говоря, я очень сомневаюсь, что снова сяду на этот мотоцикл. Если бы тормоза отказали во время экстренного торможения, я мог бы погибнуть или получить серьёзные травмы.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/15037/motorcycle-sudden-brake-failure-suddenly-gone-is-it-safe

8 Комментариев

  1. Я бы также заподозрил тормозные магистрали. Они старые, а резиновые тормозные магистрали со временем изнашиваются и могут разрушаться изнутри. Снаружи этого не видно, но они могут частично или полностью блокировать поток тормозной жидкости в любом направлении. Это может привести к странным и периодическим проблемам с торможением.



    Будь это мой велосипед (я вижу, что вы его продали), я бы заменил тормозные трубки только из-за их возраста.


  1. Я бы внимательно осмотрел тормозные диски. Если они перегрелись, то могли деформироваться.



    У меня был велосипед с деформированными дисками, и чем больше я на нём ездил, тем хуже они становились. Это было незаметно, когда они были холодными и я ехал на низкой скорости. Когда диски нагреваются, они ещё больше деформируются и выталкивают тормозные колодки. Это вызывает вибрацию тормозного рычага.



    Безопасно ли это? Нет. Мотоцикл без тормозов небезопасен. Но я считаю, что вы можете безопасно проверить это.



    Если ваш механик говорит, что починил машину, я советую вам проверить её очень тщательно. Найдите место, где нет движения. Начинайте очень медленно и оставляйте себе достаточно пространства для торможения. Постепенно увеличивайте скорость и продолжайте проверять тормоза. Постарайтесь нагреть диски.



    Если проблема возникнет снова, обратитесь к механику или попробуйте другой инструмент.



    Если вы не уверены, что сможете сделать это самостоятельно, попросите другого механика проверить его и высказать своё мнение.



    Неравномерный износ шин из-за неровностей дороги не является чем-то необычным. В Бельгии это должна быть левая сторона велосипеда, если смотреть со стороны водителя.



    Если шины явно изношены, их стоит заменить. Срок службы шин обычно составляет 5000 км, поэтому, если они уже были изношены при покупке, их всё равно, скорее всего, придётся заменить в ближайшее время.



    Опять же, если вы не уверены, что сможете безопасно проверить это самостоятельно, или у вас есть какие-то сомнения, не катайтесь на нём. Попросите квалифицированного и опытного механика проверить его для вас.



    Рисковать жизнью, чтобы сэкономить несколько евро, — не самый умный поступок.


  1. Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду под словом «резкий». Вы имеете в виду, что была обратная связь от тормозов? Была ли она ритмичной, то есть представляла собой регулярные толчки, которые усиливались или ослабевали в зависимости от скорости? Или она была более хаотичной и не зависела от скорости?



    Вы убедились, что на тормозных колодках достаточно фрикционного материала?



    Вы проверили тормозные магистрали? Проследите за тормозными магистралями и обратите внимание, не вытекает ли жидкость из каких-либо соединений в магистралях. На суппортах жидкость превращается в белые кристаллические хлопья, и на поверхности остаётся лишь небольшое её количество.



    Когда в последний раз менялась тормозная жидкость? Вода в магистралях может привести к поломке при нагреве системы, обычно из-за частых торможений, так как при этом система не успевает остыть. Помните, что система рассчитана на правильную работу в подавляющем большинстве случаев езды по городу, но при условии, что жидкость поддерживается в надлежащем состоянии (то есть нагрев становится проблемой только при плохом состоянии жидкости).



    То, что я делаю со своими велосипедами после прокачки тормозов, я называю проверкой гидростатической системы «на заднем дворе». Я тяну рычаг тормоза до упора в дроссельную заслонку и фиксирую его там с помощью стяжек для заднего колеса, хотя подойдет и любой другой способ фиксации рычага (например, несколько прочных стяжек.) Затем я оставляю велосипед в таком положении на ночь. Кроме того, это помогает избавиться от мелких пузырьков, которые все еще остаются в системе, и тормоза становятся более эффективными. На следующий день я проверяю магистрали, чтобы убедиться, что жидкость нигде не вытекает. Единственное место, где я когда-либо видел утечку тормозной жидкости, — это стопорные шайбы, но я всё равно проверяю область вокруг поршней, снимая суппорты (обычно это всего два болта, но следуйте инструкциям производителя и обязательно затягивайте их с нужным усилием при установке).



    Поставьте велосипед на центральную подставку, а ваш друг пусть сядет на пассажирское сиденье так, чтобы переднее колесо не касалось земли. Прокрутите переднее колесо, чтобы убедиться, что тормоза не заедают. Обратите внимание, что колесо не будет вращаться абсолютно свободно, так как тормоза создают некоторое трение, даже когда не задействованы, но обычно можно сделать хотя бы один оборот. Если вам особенно трудно провернуть колесо и оно совсем не набирает скорость или набирает очень медленно, значит, с суппортами что-то не так и, скорее всего, их нужно отремонтировать.



    Если всё в порядке, возможно, стоит проверить суппорт, особенно поршни, следуя инструкциям в руководстве производителя.



    Что касается безопасности, то каждый раз, когда вы садитесь на мотоцикл, особенно старый, вы рискуете столкнуться с поломкой какого-либо компонента. Я думаю, вам лучше всего найти компетентного мотомеханика, который проверит систему и посоветует не выполнять никаких работ без вашего согласия.



    Я не знаю, каким образом шины могут влиять на торможение, как вы описываете. Тормозная система не связана с шинами, кроме обеспечения трения между поверхностью и велосипедом. У меня были шины, которые были сильно разбалансированы (производителем), и у меня отваливались утяжелители колёс. Я также ездил с задней шиной на переднем колесе и понятия не имею, что ваш механик имеет в виду под «неравномерным» износом. Если он имеет в виду, что шина износилась больше в центре, чем по бокам, то это совершенно нормально для большинства уличных мотоциклов, потому что в большинстве случаев мотоцикл едет прямо вверх и вниз, особенно на шоссе и особенно на тяжёлых мотоциклах, таких как ST1100. Если он имеет в виду, что задняя шина износилась больше, чем передняя, то это тоже ожидаемо и, опять же, происходит быстрее на тяжёлых мотоциклах. Если шина недостаточно накачана, может возникнуть эффект «пузырения», но обычно даже начинающие гонщики замечают это по непредсказуемому, нестабильному или неуверенному поведению мотоцикла в поворотах, даже на низких скоростях.



    Я не знаю, какие законы действуют там, где вы находитесь, но в большинстве штатов США механик должен получить согласие клиента, прежде чем делать что-либо, что будет стоить клиенту денег, иначе клиент получит работу и материалы бесплатно.



    Если бы механик искал проблему с тормозами в шинах моего мотоцикла, я бы обратился к другому механику.


  1. Я купил его с рук, и, оглядываясь назад, могу сказать, что это была не лучшая покупка. Я проехал на нём около 3000 км. и уже успел заменить приводной вал и подшипники передних колёс. Шины достались мне от предыдущего владельца, и на них ещё оставалось много резьбы.
  1. Возможно, у велосипеда проблемы с регулировкой. Как давно вы владеете этим велосипедом? Это ваш первый комплект шин для велосипеда?
  1. @Peter Нет, не стал. Я продал велосипед — я больше не доверял ему, упомянув о проблеме с тормозами, и продал его тому, у кого гораздо больше опыта, чем у меня.
  1. Вы когда-нибудь находили решение этой проблемы?
  1. «Обратная связь» срабатывала мгновенно на любой скорости; я вообще не мог удерживать тормоз. Шины изнашивались неравномерно (как передние, так и задние), причём с одной стороны гораздо сильнее, чем с другой. Я сам это видел (он показал мне шину), и это было очень заметно. Из-за этого мотоцикл был неустойчивым, поэтому он заменил шины. Я ему верю, но этот неравномерный износ, должно быть, вызван чем-то другим (он не понял, чем именно), и проблема с тормозами, скорее всего, не связана с этим. Тем не менее я попросил его осмотреть только мои тормоза, а затем вместе с ним подумать, что можно сделать.
Вы уже ответили на этот вопрос