Пост

SpaceWar возвращается! Воскрешение первого игрового компьютера 🎮🖥️

На моём рабочем столе рядом с современным игровым ПК стоит странное устройство, напоминающее панель управления космическим кораблём из научно-фантастического фильма 1970-х. Нет ни клавиатуры, ни монитора — только аккуратные ряды разноцветных переключателей под каскадом мигающих лампочек. Если вы удивились возрождению ретро-консолей вроде Mini SNES или Mega Drive Mini, то познакомьтесь с PiDP-10 — уменьшенной до 2/3 копией мейнфрейма PDP-10, выпущенного компанией Digital Equipment Corporation (DEC) в 1966 году.

Проект был создан международной группой энтузиастов под названием Obsolescence Guaranteed. Его история начинается в 2015 году, когда голландский экономист и коллекционер компьютеров Оскар Вермюлен решил создать копию миникомпьютера PDP-8 — машины, к которой он питал детскую страсть. «У меня был Commodore 64, я гордо показывал его другу моего отца. Он просто фыркнул: „Коммодор — это игрушка. Настоящий компьютер — это PDP-8“. Тогда я начал искать списанные PDP-8, но их не было — они стали коллекционными и дорогими», — рассказывает Вермюлен.

Проект быстро превратился из личного увлечения в командное занятие. Более 100 человек по всему миру участвуют в разработке как аппаратной части — фронтальной панели с работающими переключателями и лампочками, так и программной эмуляции. Основой является SIMH — эмулятор старых компьютеров, созданный Бобом Сапником, бывшим сотрудником DEC. Позже его доработали Ричард Корнуэлл и Ларс Бринкхофф для поддержки системы PDP-10 ITS и проектов MIT.

Детализация поражает: лампочки на панели отображают текущие инструкции, сигналы процессора и содержимое памяти — «сердцебиение компьютера», по словам Вермюлена. Даже имитация свечения ламп была тщательно рассчитана, чтобы повторять эффект оригинальных лампочек.

Почему такой труд? PDP-машины, созданные с конца 1950-х до начала 1970-х, были революционными. Они были дешевле гигантских мейнфреймов и позволяли взаимодействовать с компьютером напрямую — можно было сразу проверить результат программы, набрав её вручную. На этих машинах зародились многие современные языки программирования, в том числе C, и создавались первые видеоигры. Именно на PDP-10 студенты MIT разработали легендарную SpaceWar! — одну из первых видеоигр для компьютера.

Помимо SpaceWar!, на этих компьютерах создавались сетевые игры, текстовые приключения вроде Colossal Cave и Zork, а также первые многопользовательские онлайн-игры, включая MUD и Star Trek. PDP-компьютеры стали «печью», из которой выросла современная игровая и IT-индустрия.

Сегодня PiDP-реплики воспроизводят панели оригинальных машин, а сама вычислительная мощность обеспечивается миникомпьютером Raspberry Pi, подключённым к задней части панели. Подключил клавиатуру и монитор, загрузил эмуляцию — и готов играть на PDP-10. Важно, что можно запускать оригинальные игры, включая SpaceWar!, ощущая себя участником истории видеоигр.

Проект Obsolescence Guaranteed превратился в глобальное движение. Создаются новые программы и игры, участвуют люди от ветеранов 80 лет до энтузиастов 20 лет, изучающих основы программирования на исторических машинах. «PiDP-10 продолжает учить нас низкоуровневому программированию и аппаратной логике, что полезно для современного кодирования», — говорит Вермюлен.

Эти машины не только вызывают ностальгию, но и остаются функциональными: «Я люблю писать новые программы для PiDP, например, для генерации фракталов или QR-кодов. Если компьютер просто стоит на полке, он красив, но не счастлив — настоящая жизнь для него наступает, когда люди программируют», — добавляет Бринкхофф.

PiDP-10 — это не только дань истории, но и живое напоминание о том, как зарождалась современная цифровая культура. И самое главное: это просто весело! 🚀✨

Для ответа вы можете авторизоваться