Пост

Страшные монстры и виртуальная реальность: как VR помогает справляться с тревогой 👾🧘‍♂️

Привязанный к стулу в темном подвале, я стараюсь не паниковать — дышу четыре секунды, задерживаю дыхание семь секунд и медленно выдыхаю восемь. Но когда у моих ног появляется ужасный монстр и начинает ползти ко мне, мне и без приборов понятно: сердце колотится, а опасность кажется реальной. Добро пожаловать в будущее методов борьбы с тревогой: игра в виртуальной реальности (VR), которая учит технике дыхания для успокоения, а затем проверяет её в экстремальной ситуации.

Игра разработана исследователями Кембриджского университета при поддержке игровой студии Ninja Theory. Она тестируется как способ обучения стратегиям контроля тревожности в повседневной жизни. Для меня это может быть что угодно: от срочной подготовки материала для работы до выхода из дома с двумя детьми, когда я уже опаздываю.

«Мы рассматриваем тревогу как опыт, который испытывает большинство людей, а не как специфическое расстройство, и учим техники управления эмоциями, которые могут пригодиться каждому», — объясняет Люси Дэниел-Ватанабе, аспирантка и руководитель исследования.

Почему VR работает 🕹️

Обычные терапевтические методы требуют от людей учиться техникам дыхания в статичной обстановке, а затем пробовать их в стрессовых ситуациях — но это сложно. VR позволяет полностью контролировать окружение и создавать ситуации, вызывающие тревогу, в безопасных условиях.

С VR-гарнитурой и датчиком пульса на пальце я оказываюсь в лодке на спокойном озере на закате. Голос наставника подсказывает, когда вдохнуть, задержать дыхание и выдохнуть. Через пять минут я чувствую, как пульс замедляется, и лодка медленно двигается вперёд.

Затем наступает следующая стадия: подземелье. Хотя я понимаю, что это игра, погружение VR делает ситуацию реальной — сердце бьется чаще, и маленький индикатор показывает, что мой пульс ускорился. Здесь появляется монстр: худой, с серой кожей и зловещей улыбкой. Он не видит меня, но чувствует пульс. Чтобы выжить, нужно успокоить сердце дыхательной техникой.

После того как монстр «поймал» меня, исследователь объясняет, что выбрала более сложный уровень, чтобы проверить реакцию.

Практическая ценность и перспективы 💡

VR уже пробуется в рамках NHS для людей с социальной тревожностью или агорафобией, позволяя им безопасно отрабатывать реальные сценарии, например пребывание на улице или в магазине, под руководством виртуального наставника. Игровые элементы помогают мотивировать пользователей практиковать полезные техники, такие как дыхательные упражнения.

«VR не заменит терапию, но может быть ресурсом для людей, ожидающих когнитивно-поведенческую терапию, чтобы изучить базовые техники», — говорит Дэниел-Ватанабе.

Для меня встреча с монстром стала напоминанием: даже в стрессовой ситуации помогает простое, медленное дыхание. И ни один дедлайн не страшен, когда ты умеешь успокаивать своё сердце. ❤️🕹️

Для ответа вы можете авторизоваться