Пост

Художники против нейросетей 🎨🤖 Австралийские авторы обвиняют приложение Lensa в использовании их работ без разрешения

В Австралии разгорелся спор между художниками и создателями популярного приложения Lensa — программы, которая превращает обычные фотографии пользователей в стилизованные «портреты, созданные искусственным интеллектом». Местные авторы утверждают, что алгоритмы приложения обучаются на их картинах без согласия, фактически «забирая» их труд и стиль.

Тем временем разработчики уверяют: программа лишь «учится создавать, как человек» — наблюдая за разными художественными техниками и развивая собственное «понимание искусства».

Как работает Lensa и почему вокруг неё столько шума 🌀

Приложение Lensa стало настоящим хитом последних месяцев. Тысячи пользователей публикуют свои фантазийные аватары — от космических принцесс до героев комиксов. Всё это создаётся при помощи алгоритма, основанного на модели Stable Diffusion.

Эта технология «обучается» на гигантской базе изображений из открытых источников под названием LAION-5B — в ней миллиарды картинок со всего интернета 🌐.

Проблема в том, что среди этих изображений, как утверждают художники, находятся и их собственные работы — картины, иллюстрации, даже фрагменты с подписью автора. И всё это без разрешения.

Художники возмущены 😠

Сиднейская художница Ким Лойтвейлер, финалистка престижной премии Archibald, первой заметила, что стиль некоторых «ИИ-портретов» подозрительно похож на её собственный.

«Когда я увидела работы, созданные в Lensa, сразу узнала знакомые приёмы — мазки кисти, цветовые решения, композиции. Это то, на что я тратила годы обучения и практики», — рассказала художница.

Любопытства ради она воспользовалась сайтом haveibeentrained.com, который позволяет проверить, попали ли твои изображения в базы данных для обучения нейросетей. И — неприятный сюрприз: почти все её картины оказались там.

«Каждое полотно, которое я когда-либо публиковала в интернете, оказалось использовано в обучении. Это неприятно и кажется нарушением границ. Нас не спрашивали, не упоминали и не компенсировали», — добавила она.

Проблема в законах ⚖️

По мнению Ким, основная беда в том, что авторское право не успевает за технологиями. Законы о защите интеллектуальной собственности писались десятилетия назад — когда никто не мог представить, что искусственный интеллект научится «рисовать» как человек.

«Некоторые сгенерированные портреты даже содержат кусочки подписи художника в углу, будто ИИ случайно „подхватил“ её с оригинала», — сказала она.

Многие художники требуют обновить законодательство: ввести чёткие правила, кто и как может использовать изображения в обучении нейросетей, и обязать компании получать разрешение авторов.

Что отвечает компания 🧠

Представители Lensa утверждают, что приложение не «копирует» конкретные картины, а обучается принципам стиля — точно так же, как человек, изучающий живопись.

«Нейросети учатся распознавать закономерности и связи между изображениями и их описаниями, формируя общие принципы создания контента», — пояснили в компании.

После обучения алгоритм не обращается к исходным изображениям, а применяет полученные знания для генерации новых картин.

«Это похоже на то, как художник вдохновляется чужими работами: он не копирует их, а создает что-то своё, основываясь на усвоенных навыках», — добавил представитель компании.

Также разработчики отметили, что «размытые силуэты» или линии, похожие на подписи, которые иногда можно увидеть на сгенерированных портретах, не являются реальными подписями и не несут смысловой нагрузки.

Не все против 🤷‍♀️

Не все творцы видят в нейросетях угрозу. Некоторые, наоборот, используют их в своём искусстве.

Мельбурнская тату-мастер Алина Карр призналась, что использует программу DALL-E для создания необычных, «глючных» дизайнов татуировок.

«Я просто ввожу описание — и программа генерирует картинки. Они часто получаются странными, немного пугающими, но именно в этом и их шарм», — смеётся художница.

По словам Алины, в этом есть элемент игры: «Компьютер делает часть работы за меня, а я ищу в этих ошибках вдохновение. Получается искусство про саму технологию — её хаотичность и несовершенство».

Искусство, которое само себя переосмысляет 🎭

История с Lensa показала: мир искусства снова стоит на пороге перемен. Как когда-то фотография вызвала страх у живописцев, а цифровая графика — у иллюстраторов, так и искусственный интеллект сегодня вызывает споры о границах авторства.

Одни видят в нём угрозу, другие — новый инструмент. Но все согласны в одном: закон и общество должны адаптироваться к тому, что творцы теперь не только люди, но и алгоритмы.

И, возможно, будущие художники будут не бороться с ИИ, а учиться сотрудничать с ним — создавая не конкурентов, а союзников 🎨🤝.

Для ответа вы можете авторизоваться