Почему Марк Цукерберг был вынужден объявить о сокращении 11 000 рабочих мест в Meta✱
Марк Цукерберг вынужден был принять решение о масштабном сокращении 11 000 рабочих мест в Meta✱ по множеству причин. По словам самого Цукерберга, компания значительно расширила свои масштабы, что и привело к необходимости сокращений. Он признался, что Meta✱ ошибочно полагала, что рост онлайн-активности во время пандемии коронавируса станет постоянным трендом. Хотя люди были вынуждены обратиться к электронной коммерции, видеочатам и онлайн-играм из-за ограничений, компания думала, что эти привычки останутся после снятия ограничений.
Когда доходы Meta✱ значительно увеличились, компания начала инвестировать в расширение. Однако тренды не вернулись на прежний уровень 2020 года и не продолжили расти так, как ожидалось. Когда ограничения были сняты и люди вернулись к офлайн-социализации, доходы Meta✱ начали сокращаться, что поставило компанию с почти 90 000 сотрудников в уязвимое финансовое положение.
Цукерберг указал и на другие причины, повлиявшие на решение о сокращениях. Макроэкономический спад, по его словам, ударил по всем технологическим акциям, поскольку инвесторы начали отдавать предпочтение текущей прибыли, а не будущему росту, особенно в условиях прекращения политики нулевых процентных ставок в западных странах. «Увеличенная конкуренция», сказал Цукерберг, также сыграла свою роль, как и «потеря сигналов для рекламы». Хотя Цукерберг не называл конкретных конкурентов, очевидно, что он имел в виду TikTok, популярное приложение, которое отбирает пользователей и доминирует в трендах. Также важным фактором стала политика Apple. В 2021 году компания ограничила количество данных, которые Facebook✱ мог собирать о пользователях iPhone, что затруднило малому бизнесу использование рекламы Facebook✱ для привлечения новых клиентов.
Однако одну важную проблему, которая волновала инвесторов, Цукерберг не затронул в своём объяснении. Речь идет о масштабных вложениях компании в «метавселенную» — концепцию будущего, в котором люди будут взаимодействовать в виртуальных мирах с помощью виртуальной и дополненной реальности. В 2021 году Meta✱ потратила более $12 миллиардов на исследования и разработки в рамках своей инициативы Reality Labs, но доход от продажи продуктов метавселенной, таких как шлемы Meta✱ Quest и чат Horizon Worlds, оказался намного ниже. Только в 2019 году Reality Labs понесла убытки в $4.5 миллиарда при доходе в $500 миллионов, а в 2020 году — убытки в $6.6 миллиарда при доходе в $1.1 миллиарда.
Акционеры начали паниковать. Брэд Герштнер, основатель компании Altimeter Capital, написал открытое письмо Цукербергу в октябре, призывая его существенно сократить масштабы вложений в метавселенную. Он предложил ограничить инвестиции в метавселенную не более чем $5 миллиардов в год, с более четкими целями и измеримыми результатами.
Цукерберг, однако, не поддался на критику. В своем письме сотрудникам он заявил, что компания перераспределяет ресурсы на несколько высокоприоритетных направлений, таких как искусственный интеллект, рекламные и бизнес-платформы, а также долгосрочная стратегия по развитию метавселенной. По его словам, Meta✱ продолжит сокращать сотрудников в прибыльных подразделениях, чтобы инвестировать в непредсказуемое будущее.
Что удивительно, несмотря на все сокращения, Meta✱ по-прежнему является чрезвычайно прибыльной компанией, с масштабными социальными сетями и сильным рекламным бизнесом, в то время как её китайский конкурент TikTok сталкивается с политическими и экономическими трудностями. Похоже, что Facebook✱ уже не та компания, которой хочет управлять Цукерберг. «Каждый день ты просыпаешься и чувствуешь, что тебя ударили в живот», — говорил он о своем опыте руководства крупнейшей в мире социальной сетью.
Метавселенная, вероятно, для него — это шанс уйти от всего этого, даже если для этого придется строить будущее на основе компании, которую он создал.
* Упомянутые организации запрещены на территории РФ