Робот-художник Ai-Da показал слабые стороны дискуссии о ИИ в Палате лордов 🤖🎨
Когда Палата лордов Великобритании объявила, что «первый в мире робот-художник» даст свидетельские показания на парламентском заседании, ожидалось оживление и интерес к обсуждению будущего креативной экономики страны. Однако появление робота Ai-Da в Палате Вестминстер в прошлый вторник стало скорее комичной паузой, чем прорывом.
Во время сессии Ai-Da неожиданно выключился. Его создатель, Айдан Меллер, пытался подключить устройство к питанию и даже надел на робота солнечные очки, объяснив, что при перезагрузке машина «иногда строит довольно интересные лица». Заголовки новостей о случившемся вряд ли соответствовали ожиданиям организаторов.
Эксперты отмечают, что появление таких роботов скорее отвлекает от сути дискуссии о ИИ. Джек Стилгоу, исследователь из University College London, отметил: «Если мы хотим понять роботов, нужно слушать специалистов, а не механические куклы. Ai-Da скорее затуманивает вопрос, чем помогает его обсуждать».
В частности, ученых и законодателей интересует, кто получает выгоду от ИИ в искусстве, кому принадлежит творчество, и как авторы исходных данных, на которых обучается ИИ, могут получить признание. Ai-Da не даёт ответов на эти вопросы, а лишь создаёт эффект визуального «шоу».
Сами художники и эксперты, такие как Сами Каски из Манчестерского университета, согласны: публичный спектакль с Ai-Da может вводить в заблуждение и формировать неправильное впечатление о возможностях ИИ.
Айдан Меллер в ответ на критику заявил, что Ai-Da «отражает текущие человеческие усилия по пониманию и имитации человеческой природы» и стимулирует обсуждение этических аспектов и влияния технологий на общество. По его словам, проект вдохновлён концепциями современного искусства и направлен на то, чтобы вызвать широкий диалог о креативности и роли художника.
Тем временем эксперты подчеркивают, что реальное влияние ИИ на креативные индустрии Великобритании уже заметно, но совсем не в форме гуманоидных роботов. Андрейс Гуадамус из Сассекского университета отметил, что технологии за последние годы значительно продвинулись и уже меняют работу художников, актеров и издателей.
Так, например, ИИ способен создавать модели движений актеров на основе анализа видео, что может сократить число рабочих мест. В издательской сфере алгоритмы могут обрабатывать тексты и данные без разрешения авторов, что вызывает вопросы о защите прав и компенсации.
Технолог Энди Байо назвал этот процесс «отмывкой данных ИИ», когда крупные компании используют миллионы открытых материалов для обучения своих алгоритмов.
Расследование Палаты лордов о будущем креативной экономики продолжается, но больше роботов, физических или виртуальных, для дачи показаний пока не планируется. 📝