Пост

🕶️ Виртуальная реальность помогает людям с агорафобией преодолевать страхи

Представьте себе солнечный день в городе: к остановке подъезжает зелёный автобус, в нём сидят несколько пассажиров с серьёзными лицами, а вы подходите, чтобы показать свой проездной. Но вы не видите своё тело — лишь пару плавающих синих рук. Звучит как сон? На самом деле, это сценарий виртуальной реальности (VR), созданный для помощи людям с агорафобией — состоянием, когда определённые места, ситуации и взаимодействия вызывают сильный страх и тревогу.

Исследование показало, что VR-терапия помогает участникам постепенно набирать уверенность и преодолевать страхи, выполняя реальные действия, которых они раньше избегали. Особенно заметный эффект наблюдался у людей с более выраженными психологическими проблемами.

«Это реально меняет жизнь людей», — говорит профессор Дэниел Фриман из Оксфордского университета, ведущий исследователь.


🎮 Как работает VR-терапия

Программа начинается в виртуальном кабинете терапевта, а затем участники переходят к различным сценариям: открыть входную дверь, посетить кабинет врача и другие ситуации с разным уровнем сложности. Участникам предлагается выполнять задания: попросить чашку кофе, установить зрительный контакт или подойти ближе к другим персонажам.

Фриман поясняет, что хотя сцены выглядят реалистично, компьютерная симуляция позволяет людям пробовать новые подходы без страха перед реальной угрозой:

«Часть сознания говорит: „Ок, это не реально, значит я могу попробовать что-то новое и действовать иначе“. А это позволяет применять опыт в реальной жизни».

Один из участников ранее испытывал трудности с поездкой на автобусе к могиле отца. После работы с VR он смог не только совершить поездку, но и провести время на кладбище, положить цветы и вернуться обратно.


🧠 Исследование и результаты

В журнале Lancet Psychiatry описан эксперимент: 174 человека с трудностями выхода на улицу и психозами использовали VR-технологию gameChange вместе с обычным лечением. Ещё 172 человека получали только стандартное лечение.

Участники VR-группы проходили примерно шесть сеансов по 30 минут в течение шести недель, под наблюдением специалиста по психическому здоровью. Психолог помогал применять навыки из VR в реальной жизни, включая домашние задания между сеансами.

Через шесть недель наблюдалось уменьшение избегания реальных ситуаций и снижение тревоги по сравнению с контрольной группой. Через шесть месяцев разница исчезла, но среди людей с тяжёлой формой агорафобии эффект сохранялся: они могли выполнять в среднем на две активности больше — например, совершать покупки или садиться в автобус.


💡 Практическое значение

С учётом того, что VR-гарнитуры теперь стоят около £300, терапия становится доступной для использования дома. Для участников это не просто выполнение заданий — это рост уверенности и расширение возможностей для общения и повседневной жизни.

«Я могу выходить, общаться с большим числом людей, чем когда-либо ожидал», — делится один из участников.
«Я уверен в себе и в взаимодействии с другими людьми».

VR-терапия открывает новые возможности для людей с агорафобией, помогая им постепенно возвращать свободу передвижения и уверенность в себе. ✅

Для ответа вы можете авторизоваться