Дэмиен Хёрст, Трейси Эмин и тысячи британских художников оказались использованы для обучения ИИ Midjourney 🎨🤖
С появлением генераторов изображений, таких как Midjourney, художники наблюдают за развитием технологий с любопытством и опаской: станет ли искусственный интеллект новой возможностью или угрозой для профессии. Недавно всплыл список из 16 000 художников, чьи работы, по данным источников, использовались для обучения ИИ Midjourney. В числе упомянутых оказались Брэджет Райли, Дэмиен Хёрст, Рэйчел Уайтрид, Трейси Эмин, Дэвид Хокни и Аниш Капур. Это вызвало волну возмущения в художественном сообществе.
Британские художники обратились к американским юристам, чтобы обсудить возможность коллективного иска против Midjourney и других компаний, а некоторые планируют подать собственные судебные иски в Великобритании. «Нам нужно объединиться», — сказал Тим Флач, президент Ассоциации фотографов и признанный фотограф, чьё имя также оказалось в списке. «Публикация этого списка — отличный стимул для художников выступить единым фронтом и оспорить использование наших работ. Я лично готов к этому».
Список из 24 страниц является частью коллективного иска, поданного десятью американскими художниками в Калифорнии против Midjourney, Stability AI, Runway AI и DeviantArt. Юрист, представляющий художников, отметил, что интерес проявляют творцы со всего мира, включая Великобританию.
Иск утверждает, что, несмотря на красивые обещания технологических компаний, ИИ-продукты чаще всего используются как инструмент обхода авторских прав, позволяя клиентам получать произведения искусства без участия и вознаграждения художников. Midjourney генерирует изображения, опираясь на стиль и работы других авторов, что многие воспринимают как копирование. Например, Флач известен своими стилизованными портретами животных — снежных барсов, летучих мышей и других. AI способен воспроизвести изображения, почти идентичные его оригиналам, что ставит под угрозу его доход и репутацию.
Опрос Design and Artists Copyright Society (DACS) показал, что 89 % опрошенных художников хотят, чтобы правительство защищало их интересы в £108 млрд креативной индустрии через регулирование генеративного ИИ. 22 % уже обнаружили, что их работы использовались для обучения ИИ без их ведома. DACS предлагает систему лицензирования, похожую на роялти Spotify, чтобы авторы получали справедливое вознаграждение за использование своих работ.
Некоторые художники ищут альтернативные пути защиты. Исследователи из Чикагского университета разработали инструмент, который позволяет добавлять на загруженные в интернет изображения элементы, «отравляющие» базу данных ИИ. Джулия Фуллертон-Баттен, фотограф, отметила, что была «шокирована», узнав о включении своих работ в обучение Midjourney, и намерена предпринять действия для защиты авторских прав.
При этом генераторы изображений сохраняют привлекательность для некоторых художников. Крис Фосс, известный своими иллюстрациями к более чем 1000 классических научно-фантастических романов, отметил, что AI позволяет решать творческие задачи быстрее, предоставляя готовые визуальные решения, которые он может дорабатывать в своих картинах.
Ситуация подчёркивает сложный баланс между инновациями и защитой авторских прав. С одной стороны, AI открывает новые возможности для творчества; с другой — ставит под вопрос права и доходы художников, создавая необходимость новых правил и прозрачности в креативной индустрии. 🌐🖌️