«Мы не можем позволить Tesla поступать так»: шведские профсоюзы против Элон Маска ⚡🇸🇪
Элон Маск недавно заявил в интервью, что не поддерживает идею профсоюзов, объясняя это нежеланием создавать «классовое разделение». Однако пока он рассуждал о социальной сети X в Нью-Йорке, тысячи миль от США, в Швеции разворачивается реальная борьба профсоюзов с его компанией Tesla.
В Швеции Tesla трудоустраивает всего около 120 сотрудников, которые обслуживают электромобили по всей стране. Но даже такая небольшая команда оказалась в центре масштабного конфликта: шведские профсоюзы видят угрозу устоявшейся модели гармоничных трудовых отношений. В Швеции, в отличие от Великобритании, закон разрешает «солидарные забастовки».
Профсоюз IF Metall, представляющий сотрудников Tesla, получил поддержку от других отраслей. Рабочие портов отказываются разгружать автомобили Tesla, почтовые службы не доставляют номера, электрики не обслуживают зарядные станции. Tesla пытается оспорить некоторые забастовки в суде, но отказывается идти на уступки по ключевому требованию профсоюзов — подписанию коллективного соглашения.
Коллективные соглашения в Швеции регулируют условия труда, включая зарплаты и пенсии, и охватывают почти 90% работников страны. Система добровольная, но поддерживает стабильность: в среднем только 8 100 рабочих дней теряется ежегодно из-за забастовок, что значительно меньше, чем в Норвегии или Финляндии.
Тем не менее, Tesla упорно отказывается подписывать соглашение. После многолетних переговоров профсоюзники объявили забастовку. «Мы пытались объяснить Tesla преимущества коллективного договора, но терпение закончилось», — говорит представитель IF Metall Йеспер Петтерссон.
Эксперты отмечают, что конфликт небольшой — всего около 120 сотрудников — но имеет большой символический эффект. «Если профсоюзы позволят Tesla так поступать, другие компании начнут задаваться вопросом, зачем подписывать соглашение», — объясняет немецкий исследователь Гельмут Бендер.
Майк Клэнси из профсоюза Prospect добавляет: «Это скользкая дорожка. Профсоюзы не могут позволить международной компании подрывать социальную модель Швеции».
Tesla — не единственная технологическая компания, которая пытается проверить шведскую систему. К примеру, финтех Klarna согласился на коллективное соглашение только после угрозы забастовки. Spotify пока не подписал соглашение.
Вопрос шире, чем отдельная компания: переход мировой экономики к «зелёной» энергетике ставит новые задачи для работников и профсоюзов. В США и Германии профсоюзы активно добиваются признания на новых производствах, включая электромобили, следя за действиями Tesla.
На текущий момент IF Metall готов к длительной борьбе. Забастовщики получают полную компенсацию за потерянный заработок, а профсоюзный фонд оценивается в миллиард фунтов и способен поддерживать действия десятилетиями.
Вопрос подписания коллективного соглашения остаётся открытым: Tesla может передать часть работы подрядчикам с уже существующими соглашениями, как делает Amazon, но это не решает принципиальный вопрос о положении работников в «зелёной» высокотехнологичной экономике.
«Учитывая, что речь идёт о Маске, нельзя исключать ничего», — отмечает эксперт Бендер. Tesla отказалась от комментариев.