Пост

Как ИИ и наука о мозге помогают парфюмерам создавать ароматы 🌸🤖🧠

Искусство создания духов насчитывает века — от древней Греции до современных лабораторий. Сегодня парфюмеры идут дальше классического подхода «по носу» и начинают использовать искусственный интеллект (ИИ), чтобы разрабатывать ароматы, вызывающие определённые эмоции.

Современные духи могут содержать нейросценты — компоненты, которые по данным биометрических исследований вызывают у человека положительные эмоции: спокойствие, эйфорию или сонливость. Исследователь Гуго Феррейра из Института биофизики и биомедицинской инженерии в Лиссабоне создаёт базу данных таких нейросцентов, сопоставляя активность мозга с восприятием ароматов.

«Зрение и слух позволяют представить лицо любимого человека или любимую мелодию. А запах трудно представить, хотя он способен вызвать бурю эмоций и воспоминаний», — говорит Феррейра.

Секрет в строении обонятельной системы: сигналы от рецепторов передаются в разные области мозга, которые регулируют память, жажду, стресс и многое другое. У человека около 400 семей генов обонятельных рецепторов, что объясняет, почему мы можем «чувствовать страх» или «ощущать победу» через запахи.

ИИ на службе у парфюмерии

Многие косметические бренды уже инвестируют в исследования нейросцентов. L’Oréal, например, сотрудничает с компанией Emotiv, предлагая клиентам создать индивидуальный аромат с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ). В 2023 году в некоторых магазинах Yves Saint Laurent покупатели использовали специальные шлемы, чтобы определить, какие запахи им нравятся. Результаты показали, что 95% пользователей находили свой идеальный аромат.

Бренд Puig использовал 45 миллионов показаний активности мозга мужчин 18−35 лет, чтобы доработать аромат Phantom от Paco Rabanne, добавив лаванду и лимон на основе исследований. Givenchy добавила в свою парфюмерную линейку «Irresistible» экстракт розы «anti-morose», выбранный после биометрических тестов.

Персонализация и алгоритмы

Для массового рынка нейросценты применяются ограниченно — ароматы должны нравиться широкой аудитории. А вот нишевые парфюмеры создают уникальные формулы под конкретного человека.

  • Южнокорейская Amorepacific делает персонализированные бомбочки для ванны с использованием биоданных.
  • Нидерландская компания EveryHuman за считанные минуты создаёт уникальные ароматы, используя алгоритмы и анкеты. Сейчас фирма расширилась на ароматы для дома: посетители магазина Moooi в Лондоне могут наблюдать работу «ароматной машины Вилли Вонки».

Анахита Механик, сооснователь EveryHuman, отмечает:

«Алгоритмическая парфюмерия позволяет людям взаимодействовать с ароматами напрямую. Раньше тысячи вариантов духов создавались и выбрасывались, даже если потребители могли бы их полюбить».

Наука не заменяет магию

Научный подход к ароматам подходит не всем. Телеведущая и парфюмерный эксперт Кейти Пакрик говорит:

«Я люблю создавать свой собственный аромат так же, как давить виноград для собственного вина. Но магию стоит оставить художникам. Почему нам нужен компьютер, если нос уже знает?»

Для Феррейры же магия запаха — в самой его природе:

«Мы знаем, что ароматы в косметике и ароматерапии положительно влияют на наше самочувствие. Но это лишь верхушка айсберга возможностей молекул запаха. Как запах может быть использован для здоровья и других целей, хватит изучать на несколько жизней».

ИИ и наука о мозге открывают парфюмерам новые горизонты: они помогают создавать ароматы, которые воздействуют на эмоции, но при этом сохраняют пространство для творчества и индивидуального восприятия. 🌹✨

Для ответа вы можете авторизоваться