Битва искусственного интеллекта: кто написал «Мадонну» в британской галерее? 🎨🤖
Искусство и технологии снова столкнулись лбами: картина «Мадонна с ребёнком» вызвала ожесточённые споры после того, как два разных исследования с применением искусственного интеллекта (AI) пришли к противоположным выводам.
Картина, известная как de Brécy Tondo, выставлена в Галерее Картрайта в Брадфорде. Первое исследование, проведённое командами университетов Ноттингема и Брадфорда, использовало технологию распознавания лиц. Алгоритмы сравнивали лица Мадонны и ребёнка на Tondo с известной «Сикстинской Мадонной» Рафаэля. Использовав миллионы образцов для тренировки алгоритма, учёные заявили о 97% сходстве Мадонн и 86% сходстве детей, что указывало на высокую вероятность того, что обе картины созданы одним художником.
Однако новая работа швейцарской компании Art Recognition под руководством доктора Карина Попович пришла к обратному выводу: вероятность того, что Tondo написал Рафаэль, составляет всего 15%.
Картина была куплена в 1981 году британским коллекционером Джорджем Лестером Уинвардом, который создал коллекцию произведений искусства XVI–XIX веков и учредил фонд de Brécy Trust для их сохранения и изучения. За более чем 40 лет картина прошла многочисленные экспертизы и исторические исследования.
Профессор Хассан Угайль из Университета Брадфорда, разработавший систему распознавания лиц AI, утверждает: «Мои модели анализируют картину глубже человеческого глаза, изучая мазки и пигменты. В сочетании с предыдущими исследованиями мы уверены, что Tondo и Сикстинская Мадонна написаны одним художником».
Профессор Кристофер Брук из Университета Ноттингема отметил, что машинное обучение способно давать статистическую вероятность совпадения авторства между картинами старых мастеров. Анализ пигментов также подтвердил принадлежность картины к эпохе Возрождения.
Тем не менее, Попович выразила удивление результатами своего исследования, которые «прямо противоположны» предыдущему анализу. Её работа опубликована научным издательством Springer и основана на анализе более 500 произведений искусства, включая картины Рубенса.
Представитель галереи в Брадфорде с юмором назвал ситуацию «битвой искусственного интеллекта».
Эксперты-историки осторожны: сэр Тимоти Клиффорд отметил, что механические методы определения авторства «очень рискованны» и часто ненадёжны, а Майкл Дейли из ArtWatch UK добавил, что «картина, скорее всего, является копией XIX века».
Профессор Угайль, узнав о новом исследовании, заявил, что без детального анализа трудно комментировать: «У нас есть очень сильные аргументы в пользу того, что Tondo написан Рафаэлем».
🎨 Споры вокруг Tondo показывают, как современные технологии могут как подтверждать, так и оспаривать исторические атрибуции, оставляя место для научных и художественных дебатов.