Нужно ли заполнять расширительный бачок при замене охлаждающей жидкости?
Недавно я полностью перебрал свой двигатель, за исключением блока и поршней. Все прокладки были заменены, клапаны притерты, отрегулированы фаски клапанов и т. д. Я сделал это, потому что у меня была проблема с перегревом и вышла из строя прокладка головки блока цилиндров. Я провел проверку с помощью линейки и щупа, чтобы убедиться, что предыдущий перегрев и выход из строя прокладки головки блока цилиндров не привели к деформации головки блока цилиндров.
Когда я заливал охлаждающую жидкость обратно, я использовал одну из этих непроливающихся воронок, чтобы убедиться, что система полностью отрыгнута, запустив двигатель с включенной воронкой, которая компенсировала бы с помощью охлаждающей жидкости любые пузырьки, которые отрыгиваются. Я действительно верю, что выдавил все до единого маленькие пузырьки, еще и потому, что включил нагрев, чтобы убедиться, что сердцевина нагревателя получает необходимую подачу. Я также наполнил переливной бачок примерно наполовину там, где находится ПОЛНАЯ выемка.
Когда я впервые проехал на нём несколько километров, то заметил, что вокруг расширительного бачка были брызги охлаждающей жидкости. Я подумал, что вся работа по восстановлению была напрасной и перегрев вернулся, хотя в тот момент грузовик не перегревался (но я подумал, что брызги — это признак того, что он вот-вот перегреется). Однако затем я проехал на нём ещё 3 часа как по городу, так и по шоссе, и больше не было ни брызг, ни перегрева. На самом деле система охлаждения работала настолько хорошо, что даже через 3 часа крышка радиатора не была слишком горячей, чтобы её можно было снять, а уровень охлаждающей жидкости был в норме.
Вопрос о том, почему изначально были брызги, всё ещё оставался открытым. Вот как я попытался это объяснить:
При нормальном тепловом расширении охлаждающая жидкость, которая была холодной, когда бак был заполнен на 100 %, перелилась в расширительный бачок. Но в расширительном бачке тоже была охлаждающая жидкость, которую я залил, когда доливал систему, поэтому там не хватило места для расширившейся жидкости, и она выплеснулась через перепускной клапан. Как только количество охлаждающей жидкости в системе и в расширительном бачке стабилизировалось за счёт разбрызгивания излишков, разбрызгивание прекратилось, так как в бачке появилось место для компенсации теплового расширения.
ВОПРОСЫ:
Является ли приведённое выше объяснение убедительным?
Нужно ли сливать охлаждающую жидкость из расширительного бачка при заполнении системы холодной охлаждающей жидкостью, чтобы оставить достаточно места для теплового расширения?
В целом, при исправном двигателе, какой объём охлаждающей жидкости должен циркулировать между системой охлаждения и расширительным бачком? Следует ли ожидать, что расширительный бачок наполняется охлаждающей жидкостью при тепловом расширении, когда двигатель горячий (но не перегретый), а затем эта жидкость всасывается (или испаряется) обратно в радиатор, когда двигатель остывает?
Я тоже увлекаюсь сантехникой и делаю всё своими руками. Если вы тоже увлекаетесь сантехникой или хотя бы достаточно хорошо разбираетесь в ней, то знаете, что расширительный бачок в автомобиле выполняет ту же функцию, что и расширительный бачок в системах водяного отопления, то есть поглощает объём жидкости, который увеличивается при нагревании. Поскольку при установке расширительного бачка в него не заливают воду, то и в переливной бачок не следует заливать охлаждающую жидкость.
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/21203/should-overflow-tank-be-filled-when-replacing-coolant
Нет. Несмотря на то, что в системе охлаждения происходит некоторое тепловое расширение, оно компенсируется резиновыми шлангами, присутствующими в системе, если только система не перегревается. При перегреве образуется пар, который вызывает скачки давления, что приводит к ещё большему перегреву, который, в свою очередь, приводит к образованию ещё большего количества пара и т. д. Если система охлаждения работает правильно, все её компоненты взаимодействуют друг с другом. Температура поддерживается ниже точки кипения, а герметичная крышка позволяет повысить точку кипения. Когда охлаждающая жидкость проходит через радиатор, избыточное тепло отводится, что позволяет избежать закипания.
При первом заполнении системы необходимо полностью заполнить радиатор и расширительный (переливной) бачок до отметки «холодно».
Нет, вам не стоит ожидать теплового расширения. Если система правильно прокачана, в ней должно быть очень мало воздуха. Этот небольшой объём воздуха может выйти в расширительный бачок, когда система полностью нагреется, но это не гарантировано. Когда система остынет, вы увидите, что при необходимости она всасывает охлаждающую жидкость обратно из переливного отверстия. После первых нескольких циклов вам может потребоваться немного долить охлаждающую жидкость в переливное отверстие, чтобы компенсировать разницу. Если разница существенная, возможно, вы неправильно стравили воздух из системы.
Совершенно другая функция. Насколько я понимаю, расширительный бак в системе отопления или даже в системе горячего водоснабжения дома нужен в первую очередь для того, чтобы сглаживать резкие скачки давления, которые вызывают шум во всей системе. Переливной бак в системе охлаждения предназначен для сбора излишков и выполняет ту функцию, которую я описал выше. Заполните бак до уровня холодной линии, и всё будет в порядке. После первого запуска проверьте уровень несколько раз, чтобы убедиться, что его достаточно для любых непредвиденных ситуаций.