Вопрос

Не повредил ли я двигатель, запустив его в обратном направлении?

Пытаясь снять главный шкив с ремня ГРМ, я вставляю отвёртку в маховик.



Я не заметил, что отвёртка «выскочила» из гнезда, и продолжил проворачивать двигатель в обратном направлении (против часовой стрелки) на 3–4 оборота.



Это произошло с Subaru Outback 2003 года выпуска (двигатель Interference).



Возможно ли, что я повредил двигатель?
Как это проверить?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/22708/have-i-caused-engine-damage-by-cranking-it-backwards

11 Комментариев

  1. НЕ ПОВОРАЧИВАЙТЕ ДВИГАТЕЛЬ НАЗАД! ЧТО ЗА БРЕД!



    Просто хочу поделиться своим личным опытом... Я сделал капитальный ремонт двигателя Honda K24A2 на Acura TSX, заменив натяжитель цепи ГРМ и сцепление. Мы с другом с трудом сняли шкив коленчатого вала: друг использовал монтировку, чтобы зафиксировать маховик, а я пытался ослабить болт коленчатого вала. Друг несколько раз поскользнулся и случайно провернул двигатель против часовой стрелки, всего несколько раз.



    Мы заканчиваем работу, собираем всё обратно и заводим машину. Машина работала из рук вон плохо, и появился код неисправности датчика VTC (P1009). Мы подумали, что не могли так сильно нарушить синхронизацию, но всё равно проверили, и оказалось, что синхронизация сбилась на несколько зубьев. Мы думаем, что, когда мы проворачивали двигатель в обратном направлении, откручивая болт кривошипа, цепь потеряла натяжение и проскочила на один или два зуба, и это при том, что натяжитель цепи был включён!



    Я считаю, что да, двигатель сконструирован таким образом, чтобы вращаться по часовой стрелке, и для этого предусмотрен натяжитель ремня/цепи ГРМ. Если по какой-то причине он будет вращаться против часовой стрелки, натяжителя ремня/цепи ГРМ не будет и может произойти что-то плохое.


  1. Пока ремень ГРМ на месте, всё должно быть в порядке. При вращении двигателя в обратном направлении могут пострадать только масляный и, возможно, водяной насосы. Однако для этого нужно сделать довольно много оборотов, четыре оборота не повредят. Двигатель может пострадать, потому что вы заставляете внутренние механизмы вращаться в направлении, противоположном тому, для которого они предназначены. Однако, как я уже сказал, для этого нужно сделать довольно много оборотов. Во многих автомобилях для установки коробки передач и компонентов клапанного механизма необходимо повернуть двигатель в обратном направлении. Honda, Toyota и Hyundai — отличные тому примеры. Я работал со многими автомобилями Subaru, и мне приходилось поворачивать распределительный вал и коленчатый вал в обратном направлении. У меня никогда не возникало проблем.



    Термин «интерференция» означает, что при несовпадении фаз газораспределения распределительного и коленчатого валов поршень ударяется о клапаны, когда достигает верхней мёртвой точки. Если до этого вы не снимали ремень ГРМ, то всё должно быть в порядке. Если нет, то очень медленно проверните двигатель с помощью лома или трещотки с длинной рукояткой и подождите, не зацепится ли он за что-нибудь. Я работал с Hyundai Tiburon, и у человека, который был до меня, ремень ГРМ был смещён на пару зубьев. Он завелся, но звук был такой, будто в консервной банке полно шариков (клапаны стучали по поршням!). Надеюсь, это вам поможет!


  1. Спасибо за понятное объяснение, теперь я гораздо меньше волнуюсь! Я поставлю лайк, когда наберу ещё четыре репутации.
  1. Да, — Заид. Поэтому я и сказал, что с ним всё будет в порядке, если только он не будет крутить двигатель стартером в течение 10 минут. Ха-ха. Я не хотел показаться язвительным, я с тобой согласен.
  1. Центробежные насосы допускают обратный поток. Если только водяной насос не является объёмным, я не вижу, как обратный поток может ему навредить, особенно при ручном запуске. При таких низких оборотах я бы сказал, что это не повлияет даже на масляный насос.
  1. Извините, если мой предыдущий комментарий был расплывчатым. Я ограничен в объёме текста, который могу опубликовать =(
  1. Просто из любопытства: как может выйти из строя масляный и водяной насосы?
  1. Любой автомобиль с механической коробкой передач должен быть сконструирован таким образом, чтобы двигатель можно было безопасно провернуть в обратном направлении.
  1. В зависимости от того, как именно работает водяной насос, он может быть повреждён при вращении в обратном направлении, но подшипники и уплотнения масляного насоса не рассчитаны на обратное вращение. По сути, вы «всасываете» там, где должны «накачивать», а когда что-то рассчитано на одно действие, а вы заставляете его делать обратное, это приводит к негативным последствиям. Система водяного насоса, скорее всего, будет повреждена из-за того, что подшипник вращается в направлении, для которого он не предназначен. Вы можете «вероятно» повредить систему, если обратный поток охлаждающей жидкости нарушит ламинарный поток внутри двигателя.
  1. Когда я это делал, старый ремень ГРМ ещё был на месте.
  1. Это произошло до снятия ремня ГРМ или ремень уже был снят?
Вы уже ответили на этот вопрос