Нажатие на дроссельную заслонку
У меня VW Passat 2004 года с механической коробкой передач. Я слышал, что «продувка» дроссельной заслонки может помочь сделать переключение на пониженную передачу более плавным во время движения. Что это значит? Как это сделать? Каковы преимущества и недостатки регулярного выполнения этой процедуры?
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/24411/blipping-the-throttle
В автомобиле с механической коробкой передач сцепление «вступает в зацепление» только тогда, когда обе стороны сцепления — со стороны двигателя и со стороны колеса — вращаются с одинаковой скоростью.
Пример переключения на понижающую передачу
Для примера я приведу некоторые цифры: допустим, вы едете на третьей передаче со скоростью 45 миль в час, а обороты двигателя составляют 2500. Если вы переключитесь на вторую передачу, продолжая двигаться со скоростью 45 миль в час, то эквивалентные обороты двигателя, вероятно, составят около 3000–4000 для второй передачи при скорости 45 миль в час.
Если вы просто по наивности выжимаете сцепление, переключаетесь на вторую передачу и снова выжимаете сцепление, не нажимая на педаль газа, то происходит следующее:
Итак, цепочка событий выглядит примерно так:
Самая большая проблема заключается в том, что при переключении на пониженную передачу обороты двигателя должны увеличиться (значительно), чтобы соответствовать изменению передаточного числа, и за это отвечает сцепление.
Вспыхивающий
Итак, с этим разобрались. Что же такое «блиппинг»? Блиппинг известен под несколькими другими названиями: «отрыжка» дроссельной заслонки, синхронизация оборотов и т. д., но суть от этого не меняется.
Идея состоит в том, чтобы вручную повышать обороты двигателя при переключении на пониженную передачу, чтобы сцеплению приходилось выполнять меньше работы. Если я выжимаю сцепление и даю двигателю немного газа, чтобы вручную поднять обороты до 4000, то при повторном нажатии на сцепление после переключения на вторую передачу сцеплению придётся выполнить совсем немного работы.
В этом примере, если обороты двигателя уже достигают 4000 об/мин, когда я снова выжимаю сцепление, то сцепление не будет так сильно изнашиваться, переключение передач может произойти гораздо быстрее (что важно, если вам по какой-то причине нужно переключиться быстро), а езда будет более комфортной, потому что при повторном выжимании сцепления не будет такого резкого толчка.
В целом, синхронизация оборотов — полезная функция для вашего автомобиля, но для её освоения требуется время. Вам нужно развить врождённое чувство того, какая частота вращения двигателя вам нужна, когда вы едете на X-й передаче со скоростью Y. А чтобы научиться делать это быстро, нужна практика.
Конкурентные условия
Ралли
В условиях соревнований синхронизация оборотов выполняется, но иногда по другим причинам. Имейте в виду, что при переключении на пониженную передачу автомобиль может слегка дернуться, пока двигатель набирает обороты. Если вы участвуете в ралли и стараетесь быть очень осторожным, когда задействуете сцепление с дорогой, вы можете попробовать синхронизировать обороты, чтобы случайно не потерять сцепление с дорогой.
Смена власти
Ещё один похожий приём — переключение на повышенной передаче с полным открытием дроссельной заслонки, то есть без отпускания педали газа при попытке резко ускориться и переключиться на более высокую передачу. Это очень вредно для сцепления, коробки передач и динамики автомобиля, но может помочь вам улучшить время прохождения круга. В ту долю секунды, когда вы переключаете передачу, двигатель всё ещё вырабатывает энергию, которая накапливается в виде растущей вращательной энергии двигателя. Затем, когда сцепление снова включается, эта накопленная энергия передаётся автомобилю, обеспечивая небольшой прирост скорости. В результате вы можете разогнаться чуть быстрее, чем если бы вы отпустили педаль газа.
Переключение скорости также может иметь эффекты второго порядка, например, если в двигателе используются турбонаддувы. Турбонагнетатели работают, используя силу выхлопных газов для вращения крыльчатки, которая затем используется для нагнетания воздуха в двигатель. Турбонагнетатели печально известны своим "запаздыванием турбонаддува" - они не очень помогают, когда частота вращения двигателя - и, следовательно, объем выпускаемых выхлопных газов - не так высока. Турбины помогают развивать большую мощность при более высоких оборотах двигателя.
Что ж, если вы делаете что-то вроде переключения передач под нагрузкой, это помогает поддерживать турбокомпрессор в «разогретом» состоянии, то есть в состоянии высокой скорости вращения, чтобы он мог вырабатывать больше мощности для двигателя.