Почему выхлопные трубы двухтактных двигателей выглядят так странно?
Выхлопные трубы двухтактных бензиновых двигателей имеют необычную форму. Они расширяются до большого диаметра, а затем сужаются до очень маленького диаметра в том месте, где выхлопные газы выходят в окружающую среду.
— Почему они такой странной формы?
— Для чего нужно большое расширение в выхлопной трубе?
— Почему диаметр так резко уменьшается в конце?
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/24755/why-do-two-stroke-engine-exhaust-pipes-look-so-strange
Есть такая интересная анимация двухтактного двигателя с расширительной камерой
Источник
Это работает следующим образом:
При движении вниз после воспламенения поршень открывает выпускное отверстие, и сгоревший газ устремляется в выхлопную трубу в виде ударной волны (высокого давления).
Из-за инерции этот газ создаёт за собой небольшую вакуумную волну, которая помогает всасывать не только сгоревший, но и свежий газ, как только открывается впускное отверстие.
Первый конус помогает увеличить вакуум: когда газ движется по трубе с определённой скоростью, он проходит через определённый объём за единицу времени. Если увеличить поперечное сечение, но оставить скорость прежней, волна пройдёт через больший объём. Это создаёт больше... э-э... вакуумного пространства за волной. Это немного сложно объяснить.
Хорошо, теперь у нас есть свежий газ в цилиндре, а также в коллекторе.
Ударная волна теперь сталкивается с правым конусом и отражается от него. То есть теперь ударная волна движется в сторону цилиндра. Она сталкивается со свежим газом в тот момент, когда впускное отверстие перекрывается поршнем, и нагнетает этот газ в цилиндр. Когда поршень перекрывает и выпускное отверстие, свежий газ уже находится под некоторым давлением.
Таким образом, выхлопные газы образуют своего рода компрессор, повышая объёмный КПД/мощность двигателя.
Форма выхлопной трубы очень важна с точки зрения синхронизации: длина трубы между выпускным отверстием и первым конусом определяет, когда усиленная вакуумная волна достигнет цилиндра. Она должна достичь цилиндра в тот момент, когда впускные отверстия открыты и из них может всасываться свежий газ. А расстояние до второго конуса определяет, когда отражённая ударная волна достигнет цилиндра. Опять же: это должно произойти, когда впускное отверстие уже закрыто, а выпускное ещё нет.
Это означает, что выхлопная труба рассчитана на определённую частоту вращения, при которой достигается максимальный прирост мощности.
Однако углы конусов позволяют расширить диапазон оборотов, в котором двигатель развивает свою мощность, за счёт снижения максимальной мощности.
Например, вот кривые мощности и крутящего момента для трёх выхлопных систем одного и того же скутера:
Во-первых, стоит отметить, что двигатель начинает набирать мощность только после 5000 оборотов в минуту, потому что в этот момент начинает работать выхлопная система.
Наконец, конструкция зависит и от назначения транспортного средства. Мотоцикл для мотокросса обычно имеет трансмиссию с несколькими фиксированными передачами и работает в широком диапазоне оборотов. Скутеры, напротив, обычно оснащены вариатором, который позволяет двигателю работать на определенных постоянных оборотах.