Вопрос

Что является мотоциклетным аналогом OBD-II?

Однажды во время путешествия я встретил специалиста по OBD-II и спросил его, используется ли аналогичный протокол в мотоциклах (особенно с системой впрыска топлива).



Он сказал, что такой протокол используется не так широко, но когда его применяют, то это не OBD-II. Я не могу вспомнить название, которое он упомянул.



Какой протокол связи используется в мотоциклах? Почему он не так широко распространён? Чем он отличается от OBD-II?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/24872/what-is-the-motorcycle-equivalent-of-obd-ii

12 Комментариев

  1. Благодаря стандартам EU4/5 большинство современных мотоциклов поддерживают прямую функциональность OBD II с помощью универсальных сканирующих инструментов. Вам нужно будет приобрести адаптер/шлейф для конкретной марки, а для многих более продвинутых функций OEM, таких как диагностическое картирование, по-прежнему потребуются компьютерные инструменты OEM, но OBD уже несколько лет используется в мотоциклах.


  1. Большинство мотоциклов, особенно японских, не поддерживают протокол OBD II.



    Harley использует что-то, максимально приближенное к OBD II, но я не уверен, что это именно OBD II.



    Прежде всего мы должны знать, что такое OBD II. Это набор разъемов и адаптеров, а также протокол, который позволяет подключаться к бортовому компьютеру автомобиля.



    Хотя точного ответа на вопрос, почему в мотоциклах не используется протокол OBD II, нет, ниже приведены возможные причины.




    • Продажи мотоциклов значительно уступают продажам автомобилей. В 2013 году было продано в среднем 400 000 мотоциклов, в то время как автомобилей было продано около 8 миллионов. Имейте в виду, что это данные только по США. Если учитывать весь мир, разница в продажах автомобилей и мотоциклов будет колоссальной. Кто-то может возразить, что в таких странах, как Индия и Вьетнам, продаётся более 30 миллионов мотоциклов, и примерно десятая часть из них оснащена системой впрыска топлива. Итак, перейдём к сути: когда разница в продажах автомобилей и мотоциклов очень велика, нет смысла разрабатывать специальный протокол для управления подключением, это просто не имеет значения.

    • Если принять во внимание то, что продают такие производители супербайков, как Aprilla, или круизеров, как Indian Motorcycle Company или Ducati, то соответствовать стандарту не имеет смысла.
      И

    • Кроме того, они не хотят, чтобы вы обслуживали их сами, потому что тогда им придётся брать с вас деньги за обслуживание. Это особенно характерно для японских мотоциклов, а в некоторых случаях и для автомобилей. Например, у меня было три японских автомобиля: Suzuki Zen 2004 года, дизельный Swift 2009 года и Baleno 2005 года, и ни один из них не соответствует стандарту OBD II.



    Большинство производителей используют собственные инструменты и протоколы обмена данными, поэтому, скорее всего, вы не сможете использовать один сканер для всех устройств.



    Японские разъёмы похожи на OBD II, но ваш сканер не будет работать, так как конфигурация контактов практически такая же.



    Также следует отметить, что иногда бывает трудно получить доступ к самому блоку управления мотоциклом, не говоря уже о его диагностике, большинство производителей достаточно щедры, чтобы хранить его под сиденьем, но Yamaha R1, например, имеет его где-то рядом с левым обтекателем.



    По сути, просить всех установить общий разъём на велосипеде в том же месте, что и в автомобиле, где пространство — это роскошь, нелогично.


  1. это потрясающая программа
  1. В моём мотоцикле это кабель с разъёмом, болтающийся в пустоте. Думаю, его расположение не имеет значения. Сервисный инженер знает, где его искать.
  1. > "Просить всех установить общий разъем на мотоцикле, где пространство — роскошь, нелогично." Это неверно. Проблема с местом для разъема OBD на мотоцикле не стоит. Можно использовать небольшой разъем с 3 контактами (для K-Line) или 4 контактами (для шины CAN), и это точно НЕ проблема.
  1. Если бы не нормативные акты, обязывающие автопроизводителей устанавливать порт OBD или запрещающие продажу автомобилей в крупных и экономически развитых странах, я сомневаюсь, что это было бы так единообразно, как сейчас. Для мотоциклов такого правила пока не существует, поэтому производители могут делать всё, что им заблагорассудится.
  1. Из моего обучения я знаю, что есть ECM, а затем вы подключаете мотоцикл к компьютеру и используете Digital Technician. Возможно, кто-то еще сможет пролить свет на это.

  1. Какой протокол связи используют мотоциклы?



    Ответ: это зависит от производителя. Единого стандарта не существует. А у малокубатурных мотоциклов (150 куб. см, 250 куб. см) обычно нет системы электронного впрыска топлива (EFI) и, соответственно, блока управления двигателем (ECU).


    Теоретически все производители могут создавать собственные протоколы, использовать собственные команды OBD и собственные разъёмы и никогда не публиковать подробную информацию. Они могут даже использовать разные команды для каждой модели мотоцикла, которую продают. Преимущество заключается в том, что ремонтным мастерским, которые хотят просканировать мотоцикл, приходится покупать дорогостоящий сканер, чтобы получить информацию с мотоцикла. Производители мотоциклов не заинтересованы в том, чтобы терять прибыль от продажи собственных сканеров или программного обеспечения для сканирования. Как правило, они стоят дорого.


    Я приведу пример из собственного опыта: у меня мотоцикл Regal Raptor 350, в котором используется ЭБУ MT05 от Delphi Electronics. Этот ЭБУ не соответствует стандарту OBD2t. Тем не менее в 2020 году он используется во многих мотоциклах и квадроциклах, например:



    • Regal Raptor (Raptor, Daytona и Spyder 350)

    • Киви (RKF 125)

    • Охотник из Австралии (Bobber 350)

    • AJP (PR7)

    • Benelli Италия (BN600)

    • Леонарт Спейн (Daytona 350)

    • Jawa Argentina (Bobber 350)

    • Джонни Пэг, США (Spyder 300)

    • Джунак Полония (M16 320)

    • CFmoto (Terralander X8)

    • Цзуншен (RX3)

    • Чжэцзян (TR125)

    • Hyosung (GT650RC)

    • Скутеры Scomadi

    • Скутеры Riya

    • Квадроциклы

    • Травокосилки Kohler


    Ни одна из существующих программ OBD2 не способна просканировать MT05.
    Единственной программой, которая могла просканировать этот ЭБУ, была PCHUD от Delco.
    Эта программа была написана в 1993 году для Windows 3 и больше не работает на 64-битной Windows. Поэтому для этого ЭБУ вам придётся купить дорогой сканер от Delphi.


    Поэтому я написал новое программное обеспечение HUD ECU Hacker (бесплатное), которое может сканировать Delphi MT05.


    Но моя программа на 100 % настраивается пользователем с помощью XML-файла. Это позволяет адаптировать моё программное обеспечение под ЛЮБОЙ ЭБУ в мире.
    Этот XML-файл определяет команды, отправляемые на ЭБУ, и способы интерпретации ответов. Он содержит формулы, которые преобразуют необработанные значения с ЭБУ в напряжение, давление или температуру.


    В последней версии его также можно использовать для настройки. Появился новый эмулятор ЭБУ, который может имитировать любой ЭБУ, соответствующий стандарту ISO 14230.


    Скачать и ознакомиться с подробным описанием можно здесь:
    https://netcult.ch/elmue/HUD%20ECU%20Hacker/


    HUD ECU Hacker — контроль


    HUD ECU Hacker — приборная панель


    HUD ECU Hacker — создание графика на основе лог-файла


    HUD ECU Hacker — 3D-калибровка для тюнинга


  1. Компания MV Agusta услышала ваши пожелания и выпустила модель F3 2018 года. Система Canbus была переведена на OBD II. Они прислали сообщение, в котором говорится: «Пожалуйста».


  1. У некоторых мотоциклов есть шина CAN, у некоторых — нет



    Тип разъёма OBDII — это просто стандарт, введённый Обществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE). В 1996 году правительство США потребовало, чтобы все автомобили, продаваемые в Соединённых Штатах, соответствовали стандартам SAE OBDII. Для мотоциклов требования не были установлены. В результате появилось множество методов бортовой диагностики. Некоторые из них провалились, а некоторые стали популярными.



    У них может не быть разъёма OBDII, но на многих мотоциклах всё ещё есть шина CAN.





    Чтобы ответить на ваш вопрос.




    Что является мотоциклетным аналогом OBD-II?




    По сути, многие мотоциклы соответствуют протоколу CAN BUS, просто у них нет разъёма OBDII. У них есть собственный фирменный разъём, и вы можете купить преобразователи для различных производителей, которые поддерживают этот стандарт протокола, и использовать свой сканер OBDII для получения информации.



    Поскольку не существовало нормативного компонента, обязывающего к стандартизации, различные типы соединений стали проприетарными, поскольку производители пытались сохранить свои закрытые сквозные системы.



    Другие Запатентованные Системы



    Некоторые производители мотоциклов, например Suzuki, сохранили собственные запатентованные системы. Бортовая диагностическая система Suzuki называется Suzuki Diagnostic System, или SDS. Она использует собственный запатентованный протокол передачи данных. Примерно так же в 80-х и 90-х годах поступала Microsoft с LANMan и Apple с сетевыми протоколами AppleTalk до полного внедрения TCP/IP в качестве стандарта глобального сетевого протокола.



    Есть и другие примеры проприетарных сетевых протоколов CAN-шины, но их слишком много, чтобы перечислять. Приведённый выше список реализаций CAN-шины не является полным, это лишь несколько примеров соответствия стандарту.



    В будущем такие компании, как Bosch, Siemens и NGK, будут устанавливать стандарты, но может пройти ещё несколько лет, прежде чем они будут полностью внедрены. Снижение затрат на обеспечение соответствия требованиям является одним из стимулов для производителей, которые пока не перешли на стандарт, и, скорее всего, будет стимулировать их к этому, поскольку затраты на CAN-шину снижаются до такой степени, что отказ от стандарта больше не имеет финансового смысла.



    Интересно, что поисковые запросы Google по ("вставить название производителя", "can bus", "программист") выдают множество запросов о найме программистов для Ducati и Harley Davidson. Большая часть полезной информации скрыта на защищенных паролем порталах для дилеров и сертифицированных технических специалистов.


  1. @Elmue Хорошо, возможно, я неправильно выразился. Я имел в виду, что мы не можем требовать от каждого производителя размещать порт OBD-II в одном и том же месте, если ЭБУ находится в другом месте, как, например, в большинстве автомобилей, где он расположен под ногами водителя. В случае с мотоциклами мы не можем ожидать, что все будут размещать его в одном и том же месте. Это моё личное наблюдение, а не мнение эксперта.
  1. Я не согласен с этим ответом. Если бы объём производства имел значение, то зачем бы Mercedes встраивал его в малосерийные модели, такие как G-wagon или SLS AMG? Кроме того, большинству крупных автопроизводителей уже требуется специальное программное и аппаратное обеспечение, позволяющее дилерам выполнять задачи, выходящие за рамки диагностики, такие как калибровка датчиков, обновление прошивки и т. д. При этом они поддерживают диагностический стандарт, так что ваш последний аргумент не выдерживает критики. И разъём — не самая громоздкая вещь в мире.
Вы уже ответили на этот вопрос