Как именно обедненная топливная смесь повышает температуру воспламенения?
Я узнал из этого вопроса, что работа двигателя на обедненной топливной смеси, помимо прочего, приводит к повышению температуры воспламенения и проблемам с каталитическим нейтрализатором. Я понятия не имею, как и почему.
Как и почему обедненная топливная смесь (или обогащенная кислородом) повышает температуру воспламенения?
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/25434/how-exactly-does-running-fuel-lean-increase-the-temperature-of-ignition
Остановился здесь после безуспешных попыток найти хорошее объяснение перегреву двигателя из-за обедненной смеси. Вот что я думаю по этому поводу:
1. Хорошо известно и документально подтверждено, что пиковая или максимальная температура сгорания снижается, когда соотношение воздуха и топлива в атмосфере отклоняется от стехиометрического, поэтому при обедненной смеси пиковая температура будет ниже, чем при стехиометрической, например 14,7:1 для бензина. Хотя при обедненной смеси сгорание может быть более полным, пиковая температура сгорания будет ниже из-за охлаждающего эффекта дополнительного инертного атмосферного азота.
Помните, что атмосферный воздух содержит значительное количество инертного азота, а в старом научно-популярном журнале рассказывалось о том, как Смоки Юник сконструировал адиабатический двигатель и пытался создать фильтр для удаления азота?
2. Также хорошо известно, что скорость любой химической реакции замедляется при снижении концентрации реагентов. Это ожидаемо, поскольку чем дальше молекулы топлива находятся друг от друга, тем меньше вероятность цепной реакции, что значительно снижает скорость горения.
3. Кроме того, при обедненной смеси, как и ожидалось, снижается общее количество выделяемого тепла из-за меньшего количества топлива или калорийности при обедненной смеси. Так почему же двигатель неожиданно перегревается?
4. Дело не в том, что при испарении жидкого топлива выделяется меньше тепла, а в общем энергетическом балансе двигателя. По мере замедления сгорания большая часть тепловой энергии не может быть преобразована в механическую энергию и, таким образом, в основном выбрасывается в виде отработанного тепла через выхлопное отверстие. То же самое происходит, если угол опережения зажигания сильно отклонен от оптимального... тепло от сгорания обедненной смеси, хотя и в меньшем количестве, не может быть должным образом преобразовано в работу вала, потому что сгорание происходит настолько поздно, что не синхронизируется с движением поршней. Именно поэтому Toyota увеличивала угол опережения зажигания в своих ранних двигателях с обедненной смесью при активации этого режима. Так куда же уходит тепло, которое не может быть преобразовано в работу вала?.. Согласно законам сохранения энергии, оно должно куда-то уходить...Что ж, часть тепла будет уходить на нагрев деталей двигателя, в основном выхлопной части головки блока цилиндров, откуда оно с меньшей вероятностью будет отводиться системой охлаждения, что приведёт к перегреву самого двигателя.
По сути, по мере обеднения смеси двигатель начинает терять часть своей эффективности в преобразовании энергии сгорания в механическую энергию и, таким образом, работает ближе к простой топливной печи, пригодной для обогрева. Симптомами такого перегрева являются прогар выпускных клапанов, изменение тональности шума выхлопа и даже раскаление выпускного коллектора, как при работе двигателя с сильно запаздывающим зажиганием.
В случае с закисью азота, несмотря на то, что она обладает сильным охлаждающим эффектом, при случайном обеднении смеси из-за нехватки топлива двигатель буквально расплавится. В этом случае, несмотря на слишком бедную топливную смесь, количество используемого топлива или его калорийность могут быть значительно выше, чем в обычном двигателе, поэтому ещё больше тепловой энергии не будет преобразовано в работу на валу, а значит, будет доступно для нагрева двигателя.