Причины шума поликлинового (вспомогательного) ремня
За последние несколько месяцев в моей машине появился не слишком громкий, но раздражающий шум (скрип), доносящийся из области вспомогательного ремня. Иногда он появляется сразу после запуска двигателя, иногда — спустя хотя бы несколько секунд. Я не уверен, но мне кажется, что это происходит чаще, когда на улице сыро и холодно (в последнее время так каждый день, поэтому я не могу это подтвердить). Я помню, что в сухую погоду такого не было. Шум пропадает при увеличении оборотов.
Я не уверен, что это связано, но у меня была утечка охлаждающей жидкости в районе ремня. Я знаю, что из-за охлаждающей жидкости ремни могут скрипеть, но это произошло несколько месяцев назад. Я также слышал, что охлаждающая жидкость испаряется очень медленно, но всё же трудно поверить, что это может быть причиной.
Насколько мне известно, ремень натягивается автоматически. Так что же может быть причиной этой и подобных проблем? Что может сделать домашний механик, чтобы их устранить?
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/25412/the-causes-of-a-noisy-serpentine-auxiliary-belt
В данном конкретном случае виновником был шкив насоса гидроусилителя руля — он немного разболтался вдоль оси, и вспомогательный ремень начал тереться о боковые стороны шкива.
Поскольку ни у кого нет более исчерпывающего ответа на подобные вопросы, я могу попытаться ответить на него сам, ведь теперь я лучше разбираюсь в этой теме.
Причины возникновения шума
Вспомогательный ремень может издавать раздражающий скрип по двум основным причинам:
Какой именно, можно определить по издаваемому им шуму. Если это постоянный «визг», который возникает или становится громче при увеличении оборотов (особенно когда двигатель холодный), то, скорее всего, ремень проскальзывает на шкивах, издавая ужасный шум. Если шум представляет собой более тихое периодическое «чириканье», то, вероятно, причина в том, что выступы/края ремня слишком сильно трутся о канавки шкива.
Чтобы убедиться в этом, можно провести простой тест. Возьмите пульверизатор с водой и слегка распылите её на ремень и шкивы во время возникновения шума. Если шум внезапно прекратится, значит, проблема действительно в смещении шкива. Вы просто смазали трущуюся деталь, и шум исчез, но, к сожалению, он скоро вернётся. Если шум внезапно стал громче, значит, ремень проскальзывает и временно стал проскальзывать ещё сильнее.
Если вы всё ещё сомневаетесь, можете осмотреть сам ремень, но для этого его обычно нужно снять. Если вы видите, что край ремня изношен, это обычно указывает на то, что он долгое время тёрся о неправильно установленный шкив. Застекленевшие канавки или края ремня указывают на то, что он перегревался из-за чрезмерного проскальзывания.
Причины скольжения
Самая распространённая причина проскальзывания — это просто изношенный ремень. Обычно это не приводит к проскальзыванию ремня, но может привести, если его не заменили после предыдущего ремонта. Единственный выход в этом случае — заменить ремень.
Другая распространённая причина — загрязнение жидкостями. Охлаждающая жидкость, масло, жидкость для гидроусилителя руля и тормозная жидкость могут просачиваться в канавки, притягивая грязь и вызывая проскальзывание. Поможет очистка ремня и шкивов с помощью обезжиривателя, не вредящего резине.
Если ремень в идеальном состоянии и сухой, но всё равно проскальзывает, то, скорее всего, причина в недостаточном натяжении, обеспечиваемом натяжителем ремня. Обычно в новых автомобилях натяжитель подпружинен и автоматически поддерживает натяжение. Если натяжитель не справляется со своей задачей, его необходимо заменить. Я полагаю, что существуют и ручные натяжители, которые нужно регулировать по мере износа и растяжения ремня.
Временным решением проблемы проскальзывания ремня может стать его обработка, как предлагается в комментариях. Это липкое вещество, которое, по сути, увеличивает трение между ремнём и шкивами, уменьшая проскальзывание. Однако оно также притягивает грязь, которую нужно будет удалить со шкивов, когда ремень наконец заменят.
Причины натирания
Если ремень трётся о несоосный шкив, значит, один из шкивов смещён (параллельное несоосность) или расположен под другим углом (угловое несоосность) по сравнению с остальными. Параллельная несоосность возникает, когда шкив недостаточно сильно напрессован на вал или напрессован слишком сильно. Это можно проверить, положив прямую линейку на соседние шкивы — они должны быть идеально параллельны. Также может наблюдаться боковое смещение шкива из-за неисправного подшипника, что не будет выявлено при таком проверке. Если смещение угловое, то, скорее всего, оно вызвано износом подшипника. В любом случае проблему с подшипником можно выявить, сняв ремень и взявшись за каждый из шкивов, несколько раз потянув и встряхнув их — они не должны сильно раскачиваться.
Если в этом тексте есть какие-либо неточности, пожалуйста, не стесняйтесь вносить правки, возможно, мои знания в этой области неполны.