В чём разница между крутящим моментом и мощностью?
Очень простой вопрос: в чём разница между крутящим моментом и мощностью?
Об этом пишут во всех поисковиках, но я действительно запутался и не могу найти удовлетворительных ответов. Я расскажу вам, что меня смущает:
Крутящий момент — это показатель ускорения, верно? Значит, чтобы определить ускорение автомобиля при разгоне от 0 до 96 км/ч, нужно использовать кривую крутящего момента. Тогда почему для этого используется кривая мощности? Что означает мощность?
Если я скажу переключать передачи (например, с 1-й на 2-ю) для экономии топлива, то переключать нужно на скорости 10 км/ч, а для получения максимальной мощности — на скорости 22 км/ч. Что из этого должен использовать пользователь и почему?
Я действительно не понимаю, где использовать кривую крутящего момента, а где — кривую мощности. В чём их значимость? Какой вклад они вносят в работу автомобиля для пользователя?
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/25419/what-is-the-difference-between-torque-and-horsepower
Соотношение мощности <-> крутящего момента
В целом соотношение между мощностью и крутящим моментом выражается простой формулой:
Это означает, что вы всегда можете рассчитать одну кривую по другой на диаграммах крутящего момента/мощности (это же делает динамометр)
Итак, почему всегда строятся обе кривые, если они более или менее одинаковы?
На этой диаграмме показаны несколько кривых для пяти теоретических двигателей:
Крутящий момент каждого двигателя составляет 350 Нм при 8000 об/мин (и, соответственно, такая же пиковая мощность при этих оборотах), а максимальный крутящий момент каждого двигателя составляет 450 Нм.
Обычный водитель использует диапазон до 3000 об/мин на дорогах общего пользования, поэтому ему лучше всего подойдёт двигатель № 2, а затем № 1. Они обеспечат наилучшее ускорение при умеренных оборотах.
В гонке, где двигатель работает на очень высоких оборотах, лучше выбрать вариант № 5.
Эту оценку можно провести по обеим кривым — мощности и крутящего момента, потому что они показывают более или менее одинаковые величины. НО кривые крутящего момента показывают различия гораздо чётче, чем кривые мощности!
Однако кривые мощности (могут) показать некоторые интересные детали. Мощность #4 снижается в диапазоне от 4000 до 5000 об/мин. Ещё один момент: обычно максимальная мощность достигается не на максимальных оборотах, и вам нужно знать, на каких оборотах она достигается и как ведёт себя двигатель на этих оборотах.
Почему мощность продолжает расти, хотя крутящий момент в какой-то момент уже начинает снижаться с увеличением числа оборотов?
Представьте, что у вас есть груз весом 50 кг, который вы поднимаете, потянув за верёвку, закреплённую на блоке под потолком. Сила, которую вам нужно приложить, — это просто сила тяжести, с которой груз падает, когда вы поднимаете его с постоянной скоростью. Поскольку 50 кг — это довольно много, вы будете поднимать груз очень медленно. Если груз легче, вам нужно приложить меньше силы, и вы сможете поднять его быстрее. Допустим, вы поднимаете 25 кг за 1/3 времени. Это значит, что за то же время, за которое вы поднимаете тяжёлый вес в 50 кг, вы можете поднять в общей сложности 3 × 25 кг = 75 кг.
Поскольку мощность — это работа, совершаемая за определённый промежуток времени, и вы можете поднять 75 кг вместо 50 кг за то же время, мощность будет на 50 % выше, хотя вы прикладываете вдвое меньше усилий.
С двигателем происходит примерно то же самое: на высоких оборотах крутящий момент (сила) может быть меньше, но поскольку за то же время совершается больше оборотов, двигатель может выдавать больше мощности.
Что происходит в коробке передач (коробках передач)?
Как уже было сказано, мощность — это работа, совершаемая за определённый промежуток времени. Поскольку мощность сохраняется, мощность на валу двигателя равна мощности на колёсах. Из приведённой выше формулы можно вычислить, что происходит, когда передаточное число двигателя и колёс различается (без учёта каких-либо потерь):
На следующей диаграмме я построил график зависимости крутящего момента на колесе от частоты вращения двигателя для шести передач BMW M3 (365 Нм при 4900 об/мин; 252 кВт при 7900 об/мин):
Но также можно построить график зависимости мощности и крутящего момента от скорости:
Да, крутящий момент двигателя 365 Н·м преобразуется почти в 6000 Н·м (4400 фунт-футов) на первой передаче. Это показывает, насколько сильно влияют передаточные числа и размеры колёс. С другой стороны, мощность всегда одинакова при заданных оборотах.
Обратите внимание, что при переключении на вторую передачу на скорости 4900 об/мин (максимальный крутящий момент) или около неё крутящий момент на колесе снижается примерно на 50 %. (А при последующем переключении на третью передачу вы снова теряете около 50 %).
Это значит, что в гонке вы будете переключаться как можно позже, даже если мощность уже падает, потому что переключение означает значительную потерю мощности/крутящего момента. (Красная область на моём графике обозначает диапазон оборотов от 4900 до максимума на первой передаче, чтобы было понятнее). Однако в соревнованиях по разгону, где вы стартуете с нуля, высокий крутящий момент на низких оборотах будет преимуществом, потому что важно как можно быстрее набрать высокую скорость, и не так важно, если на последних метрах вы немного ускоритесь.
Конечно, в реальности существует сопротивление воздуха, которое увеличивается с ростом скорости, и единственный способ его преодолеть — увеличить мощность. Таким образом, мощность, конечно, определяет максимальную скорость, но этот пример показывает, что мощность уже играет роль на скорости 50 км/ч / 30 миль в час, что не так уж и быстро.
Итак, сравним разные автомобили по мощности или крутящему моменту?
Вы видели, какое огромное влияние оказывают передаточные числа трансмиссии, а также окружность колес. Поэтому невозможно сравнить два автомобиля, просто взглянув на кривую крутящего момента их двигателей. Это работает только для автомобилей с несколькими вариантами двигателей, но с одинаковой трансмиссией. Мощность немного (!) выше. Обратите внимание, что BMW M3 выдает более или менее постоянную максимальную мощность на скорости выше 125 км/ч на третьей передаче, если переключиться позже.
Экономия топлива
Крутящий момент — это также показатель работы двигателя за один оборот. Если точнее:
Если предположить, что двигатель сжигает одинаковое количество топлива на один оборот (не совсем реалистично, но допустим), то есть высвобождается одинаковое количество химической энергии (работы), то соотношение химической и механической работы будет оптимальным при максимальном крутящем моменте. Таким образом, машина работает наиболее эффективно при высоком крутящем моменте.
Но имейте в виду, что максимальная топливная экономичность не означает максимальный пробег! В случае с BMW M3: движение при 2000 об/мин вместо 4000 об/мин означает снижение крутящего момента с 340 Н·м до 290 Н·м, то есть потерю всего 15 %, но при этом расход топлива снижается на 50 %.
Вот почему для экономии топлива рекомендуется ездить на очень низких оборотах, хотя топливная эффективность в этом случае не самая высокая. Однако высокий крутящий момент на низких оборотах, безусловно, означает экономию топлива.
Заключение
В целом мощность и крутящий момент — это два показателя одного и того же: силы двигателя. Если у вас есть одна кривая, вы можете рассчитать вторую.
Мощность определяет гоночные характеристики и максимальную скорость автомобиля, а также его способность к ускорению после достижения двигателем более высоких оборотов
Крутящий момент гораздо яснее показывает, какой способностью к ускорению обладает двигатель на низких оборотах, но крутящий момент на колесе зависит от передаточного числа и размера колеса, поэтому сравнивать их не так просто. Обычному водителю хотелось бы иметь высокий крутящий момент на низких оборотах.
Пожалуйста, обратите внимание, что я сделал несколько допущений и упрощений.
О моих данных
Кривые мощности двигателя я взял с сайта BMW для прессы. А этот (к сожалению, на немецком) сайт берёт размер шины, набор оборотов в минуту и модель BMW для расчёта передаточных чисел (или пользовательских передаточных чисел) и вычисляет скорость на оборотах в минуту для каждой передачи. В моём случае окружность колеса составляет ~2 м, а скорость — 7,5; 12,9; 19,3; 25,6; 30,1 и 35,1 км/ч на передачах с 1-й по 6-ю. Это позволяет рассчитать частоту вращения колеса при заданной частоте вращения двигателя на данной передаче.