Вопрос

Алюминиевый двигатель против чугунного

В чём преимущество алюминиевых двигателей перед чугунными, помимо того, что они не ржавеют и легче?



Производители любят хвастаться своими совершенно новыми алюминиевыми двигателями. Но что это значит для покупателя?



Стоит ли мне купить чугунный двигатель чуть большей мощности или алюминиевый двигатель меньшей мощности?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/26408/aluminium-engine-vs-cast-iron-engine

34 Комментария

  1. Как уже упоминалось ранее: алюминий легче (удельный вес 2,5 вместо 7,8 кг/л), обладает лучшей теплопроводностью, но дороже в производстве и дешевле в переработке. Литой алюминий можно отремонтировать с помощью сварки, существуют даже примеры литых и сварных двигателей. (В 80-х годах для раллийных автомобилей Rover Metro двигатели V8 заменяли на V6) Обычный чугун (пластинчатый серый чугун) дешевле, его легче отливать, он обладает худшими механическими свойствами и лучшей способностью гасить вибрации. Чугун сложно отремонтировать с помощью сварки. Чугун с шаровидным графитом намного прочнее, но обладает гораздо меньшей способностью гасить вибрации. (но всё же лучше, чем литой алюминий). С годами был осуществлен переход от всех двигателей из серого чугуна (даже с чугунными поршнями) (общий объем цилиндров 40 л.с. / литр) к чугунным блокам цилиндров с алюминиевыми головками (50-60 л.с. / л, ко всем алюминиевым двигателям (блок цилиндров плюс головка) мощностью до 80 л.с. / л (атмосферные двигатели) В настоящее время наблюдается тенденция перехода на чугун с шаровидным графитом из-за дороговизны и комфорта) В автомобилях с высокими эксплуатационными характеристиками по-прежнему популярны алюминиевые двигатели (до 140 л.с. / л при атмосферном давлении) из-за экономии веса и холодопроизводительности, что снижает затраты. С уважением, Юрген Принсен, инженер-металлург и сварщик, заправщик и владелец нескольких итальянских автомобилей (Alfa Romeo (boxers, двигатели straight 4 Nord и V6 Busso) и Ferrari 456 (двигатель V12 116B объемом 5,5 л)).


  1. С точки зрения теплоёмкости чугунным двигателям требуется больше времени для нагрева, но и для остывания им нужно больше времени. Допустим, вы заглушили двигатель после поездки и снова завели его через пару часов. Чугунный блок будет намного теплее, чем блок из сплава, и если вы будете делать это несколько раз, то количество циклов нагрева/остывания будет намного меньше, что положительно скажется на сроке службы двигателя. Это одна из причин, по которой чугунные двигатели служат дольше, чем аналогичные алюминиевые.


  1. Существует также уплотнённое графитовое железо. Транспортные средства используют эту новую альтернативу с 2004 года. Она позволяет молекулам образовывать более плотную матрицу при охлаждении, что обеспечивает преимущества железа (намного более долговечного) и алюминия (намного более лёгкого).


  1. С точки зрения свойств материала алюминиевое литьё, как правило, легче при той же прочности и должно легче охлаждаться.



    Многие недостатки алюминия связаны с производственными проблемами. Алюминиевые отливки потенциально подвержены дефектам, и хотя алюминий мягкий, его не так просто обрабатывать, как чугун, особенно с учётом допусков, необходимых для двигателя. Кроме того, из-за его мягкости любые опорные поверхности должны быть сформированы с помощью вставок (о гильзах цилиндров уже упоминалось в другом ответе), а не просто выточены из отливки. По той же причине сопрягаемые поверхности, такие как головки цилиндров и соединения коллекторов, более подвержены повреждениям при сборке и техническом обслуживании. То же самое относится к резьбе, которая может сорваться или заклинить.



    Чугун, в свою очередь, обладает особым свойством: в отливке можно создать упрочнённые поверхности, вставив в форму охлаждающие пластины для создания износостойких опорных поверхностей. Чугун также обладает отличной стабильностью размеров и хорошими вибропоглощающими свойствами.



    Хотя мы считаем, что алюминий «не ржавеет», коррозия на самом деле может стать серьёзной проблемой для алюминиевых блоков. Одна из причин этого заключается в том, что контакт между алюминием и сталью может вызвать гальваническую коррозию, которая особенно опасна, когда речь идёт о таких деталях, как гильзы цилиндров и шпильки, которые должны быть изготовлены из стали.


  1. С практической точки зрения,



    У моего VW GTI 2004 года выпуска алюминиевый блок и турбокомпрессор. Следует помнить, что алюминий мягче чугуна и его легче повредить. У меня есть опыт повреждения отверстий для шпилек, идущих от турбокомпрессора к выхлопной трубе. Иногда хочется, чтобы это был чугун. Кроме того, я думаю, что он будет более подвержен проблемам с компрессией, так как разрушается быстрее, чем чугун.



    Просто мои мысли из-под капота.



    Кроме того, дополнительный вес в передней части автомобиля, который можно услышать в Новой Англии, скорее всего, является преимуществом, поскольку он должен улучшать сцепление с дорогой в условиях гололёда.


  1. Алюминиевые двигатели также лучше отводят тепло, что может снизить температуру в некоторых частях двигателя и уменьшить склонность к детонации.



    Когда пределом мощности является детонация двигателя, что часто случается, алюминиевые двигатели с теми же характеристиками/размерами будут более устойчивы к детонации и, как правило, смогут выдавать больше мощности.
    Например, для повышения устойчивости к детонации обычно увеличивают степень сжатия/наддува/угол опережения зажигания, чтобы увеличить выходную мощность двигателя.



    Если все настройки двигателя остаются прежними, например, если настройка двигателя не меняется в зависимости от материала, то чугунный двигатель, скорее всего, будет выдавать немного больше лошадиных сил. Это происходит потому, что чугунная камера сгорания поглощает меньше тепла во время сгорания топлива, и больше тепла сохраняется для выполнения реальной работы.



    Более прочный чугунный блок цилиндров будет преимуществом в некоторых особых случаях, когда двигатель ограничен прочностью деталей, а не детонацией, например в двигателе на метаноле с принудительной подачей воздуха и низкой степенью сжатия, с большим наддувом и использованием закиси азота.


  1. Я понимаю, к чему вы клоните. Однако, пожалуйста, помните, что цель Stack Exchange — отвечать на вопросы пользователей. Поскольку пользователь не спрашивает об альтернативах алюминию или чугуну, вашему ответу здесь не место... он не относится к цепочке ответов. Пожалуйста, поймите, что я не критикую вас за ваш ответ, я просто пытаюсь помочь вам понять, как работает Stack Exchange. Пожалуйста, ознакомьтесь с Справочным центром, чтобы получить дополнительную информацию о том, как отвечать на вопросы.
  1. На самом деле у вашего GTI был серый чугунный блок. Однако головка блока цилиндров, к которой крепится турбокомпрессор/коллектор, алюминиевая.
  1. Исторически сложилось так, что с покрытиями nikasil или alusil было много проблем. Как правило, их нельзя заменить.
  1. @draksia: похоже, что большинство немецких производителей переходят на безвкладышевые двигатели с использованием Alusil. Не знаю, почему другие производители не присоединяются к этому движению, ведь это намного проще, чем запрессовывать вкладыши.
  1. Конечно, смешивание компонентов двигателя из алюминия и чугуна даст разные результаты. Я сравниваю не только блок двигателя или отдельные компоненты... под алюминиевым двигателем я подразумеваю алюминиевую головку и блок, а под чугунным двигателем — железные головки и блок.
  1. Я бы сказал, что это не совсем так. Алюминиевые головки блока цилиндров определённо снижают вероятность образования «горячих точек» по сравнению с чугунными, но в блоке цилиндров это не должно иметь особого значения, так как почти весь блок закрыт поршнем, когда он достигает «горячей точки». Кроме того, в большинстве алюминиевых двигателей используются чугунные гильзы.
  1. Не могли бы вы подробнее раскрыть тему во втором абзаце? Похоже, вы хотите сказать, что алюминиевый блок способен вырабатывать больше энергии, чем железный?
  1. Вы уже назвали основную причину использования алюминиевых блоков — снижение веса. По той же причине компания Ford выпускает грузовики серии F с алюминиевым кузовом: снижение веса приводит к экономии топлива. Сегодня большинство производителей используют алюминий в различных местах, чтобы снизить общий вес автомобиля. Что касается ржавчины, то она обычно не является проблемой для чугунных блоков, поскольку они находятся под защитным покрытием. Такая участь постигает его только тогда, когда он остаётся на открытом воздухе.



    Поскольку вы уменьшаете вес передней части автомобиля, в большинстве случаев это также может улучшить распределение веса. Для тех автомобилей, в которых важно распределение веса по центру (например, Corvette), уменьшение веса передней части на 110 фунтов (при переходе на двигатель LS1 и его модификации) очень помогло в этом процессе (также помогло перемещение коробки передач в заднюю часть автомобиля). Это может улучшить управляемость на поворотах и помочь справиться с избыточным или недостаточным поворотом.



    У чугунного блока есть три основных преимущества (которые я могу назвать) перед алюминиевым:




    • Стабильность размеров: в процессе нагрева алюминий расширяется сильнее, чем железо. Поэтому в алюминиевые блоки необходимо встраивать дополнительные элементы, чтобы компенсировать это явление и предотвратить проблемы.

    • Без гильз цилиндров: если вы когда-нибудь захотите отремонтировать алюминиевый блок, в котором гильзы цилиндров пришли в негодность, их придётся заменить. Это потребует больших затрат на механическую обработку по сравнению с расточкой цилиндров в чугунном блоке.

    • Стоимость: чугун используется в промышленности уже много лет, и его довольно легко производить. С другой стороны, переработка алюминия из бокситовой руды обходится намного дороже. Только на материалы уходит больше средств. А если учесть стоимость гильз цилиндров и специальных процессов литья, которые необходимо использовать для правильной обработки алюминиевого блока, то стоимость становится ещё выше. Однако в процессе нагрева есть некоторые компромиссы (для плавления алюминия требуется меньше энергии, чем для чугуна), а алюминий легче поддаётся механической обработке (меньше изнашиваются инструменты и приспособления станка по сравнению с чугуном).



    Я не совсем понимаю, почему вы думаете, что любой чугунный блок цилиндров будет мощнее любого алюминиевого. Всё зависит от двигателя, который вы рассматриваете, и от того, что производитель сделал для повышения производительности. Если вы просто пытаетесь сравнить эти два материала, вам придётся принять решение самостоятельно.


  1. Это помогает создать контекст и, возможно, сообщить автору вопроса, что у него есть дополнительная информация, которой у него не было, когда он задавал свой первоначальный вопрос. Например, он спрашивает о расколе между демократами и республиканцами в Сенате. А затем кто-то пишет: «Ну, возможно, вы этого не знали, но на самом деле есть два сенатора, которые зарегистрированы как независимые».
  1. Добро пожаловать на сайт Mechanics.SE! Я согласен с вашей оценкой, но не уверен, что это действительно отвечает на вопрос о сравнении алюминия и чугуна.
  1. Вы говорите о грузовиках без амортизаторов?
  1. Если это заднеприводный автомобиль, то да. Если это переднеприводный автомобиль, то груз нужно разместить спереди. Поэтому грузовики с задним приводом загружают мешками с песком, чтобы улучшить сцепление с дорогой зимой.
  1. На скользкой дороге нужно, чтобы большая часть веса приходилась на задние колёса, а не на передние (где обычно находится двигатель).
  1. Ого, я всегда думал, что это алюминий. В любом случае, я по-прежнему считаю, что мой ответ верен.
  1. @SteveMatthews — у меня в гибридной Toyota RAV4 2,5-литровый алюминиевый блок (2AR-FXE). Абсолютно никакого видимого расхода масла: после 9000 км пробега уровень масла по-прежнему полный. Таким образом, хотя алюминиевые блоки могут расходовать масло, это не значит, что они будут его расходовать.
  1. Я бы не согласился с тем, что ржавление железных блоков не является проблемой. Я знаю случаи, когда двигатели гнили изнутри из-за нерегулярной промывки (и давайте посмотрим правде в глаза: мало кто вообще промывает охлаждающую жидкость!) Крупные куски ржавчины могут плавать в системе и блокировать радиаторы, разрушать насосы и т. д. НО... это всё равно проблема для блоков/деталей из сплава, которые во многих случаях ржавеют так же быстро.
  1. @SteveMatthews — я бы сказал, что это больше связано с конструкцией, чем с гибкостью. Алюминий довольно жёсткий. Настолько жёсткий, что на нём легче образуются трещины, чем на чугуне. Я не говорю, что вы неправы, просто хочу сказать, что здесь может быть задействовано гораздо больше факторов, чем просто материал, из которого сделан блок.
  1. Я бы добавил, что алюминиевые блоки могут деформироваться при интенсивной эксплуатации, что может привести к повышенному расходу масла по сравнению с аналогичным чугунным блоком. Известно, что старая Alfa Romeo 155 2.0 Twinspark моего отца расходовала до полулитра масла за одну очень энергичную поездку на 50 миль, в то время как моя Lancia Dedra 2.0 SE (та же базовая модель, но с двигателем Fiat/Lancia Twincam) не потребляла и половины этого количества масла.
  1. Ещё одно преимущество чугуна заключается в том, что его проще проектировать. Когда я работал в компании-поставщике для автомобильной промышленности, к нам каждый год поступало несколько чугунных блоков для простого тестирования на предмет того, «не напортачили ли мы чего-нибудь?», и несколько алюминиевых блоков для тестирования на предмет того, «что пошло не так в этот раз?».
  1. @Anarach — я не знаю, смогу ли я или кто-то другой ответить на этот вопрос, кроме тебя. Посмотри на другие факторы, связанные с двигателями, например на расход топлива. Определи, что для тебя важнее всего. Это расход топлива, вес, производительность? Чугунные блоки обычно служат дольше, чем алюминиевые, но это также зависит от производителя двигателя. Это действительно лотерея.
  1. Как обычно, отличная статья. Я не говорю, что чугунный двигатель мощнее. Например, если выбирать между двумя двигателями для конкретной модели, то у одной машины будет 1-литровый чугунный двигатель мощностью 70 л. с., а у другой — полностью алюминиевый двигатель мощностью 64 л. с. Какой вариант лучше? Учитывая, что для потребителя они стоят одинаково?
  1. @TafT На самом деле разница между чугунной и алюминиевой версиями двигателя невелика, может быть, несколько килограммов. Разве это так важно?
  1. @TafT: Вы правы, в этом нет ничего нового. У Hillman Imp 1963 года был алюминиевый двигатель.
  1. Если двигатель выдаёт на 10 % больше мощности, но при этом на 20 % тяжелее, то в обычной машине вы выиграете, потому что машина может стать тяжелее всего на 5 %, а значит, разгон до 100 км/ч будет быстрее.
  1. @Anarach в транспортном средстве весом всего несколько сотен килограммов разница в несколько килограммов будет иметь значение. В транспортном средстве весом в несколько тысяч килограммов разница будет менее заметна. В большинстве мотоциклов и самолётов разница будет заметна. В автомобилях весом более 500 кг я бы удивился, если бы разница была заметна, если только не были заменены другие компоненты, которые повлияли на нагрузку.
  1. @Autistic, если вы ссылаетесь на мой комментарий о 10%, то я специально сформулировал его так: «Если ваш автомобиль с железным двигателем на 10% мощнее, но на 20% тяжелее», чтобы подчеркнуть, что я говорю о весе и мощности всего автомобиля, а не только двигателя. Извините, если это было недостаточно ясно. Как уже отмечали другие, при изменении веса меняется и управляемость автомобиля, поэтому не всегда верно утверждение, что чем тяжелее, тем медленнее разгон или тем лучше сцепление с дорогой, даже если мощность не меняется.
  1. @Autistic автомобиль с более лёгким двигателем может быть более манёвренным, лучше управляться и иметь более равномерное распределение веса, что может означать, что на определённых дорогах он будет быстрее преодолевать расстояние от пункта до пункта. В старых двигателях Alfa Romeo Twin Spark использовались блоки из лёгкого сплава. Это означало, что они потребляли больше масла, так как при интенсивной эксплуатации деформировались, но управляемость этих автомобилей была безупречной.
  1. У моего «Ягуара» 1996 года был алюминиевый блок. Это не новинка. Я не уверен, что у них есть преимущества в плане веса, по крайней мере у старых моделей. Стальные блоки были более прочными на единицу объёма используемого материала. В наши дни конструкция из более качественных материалов, вероятно, позволяет снизить вес без ущерба для прочности. Думаю, вопрос в соотношении мощности и веса. Если ваш автомобиль с железным двигателем на 10 % мощнее, но на 20 % тяжелее, вы ничего не выиграли.
Вы уже ответили на этот вопрос