Почему в современных мотоциклах наблюдается тенденция к использованию консольных задних колёс?
Если посмотреть на новые модели мотоциклов, появившиеся примерно за последнее десятилетие, то можно заметить тенденцию к использованию консольного заднего колеса. Мой вопрос: в чём преимущества такой конструкции?
Вот пример более старого, традиционного дизайна:
А вот современная конструкция заднего колеса с консольным креплением:
Обратите внимание, что в старой конструкции амортизатор был установлен на рычаге задней подвески чуть ниже места водителя. В современной конструкции такого амортизатора или опоры нет.
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/28381/why-is-there-a-trend-towards-cantilevered-rear-wheels-in-recent-motorcycle-desig
В сообществе мотоциклистов такая конструкция называется 'моноамортизатор'
Моноамортизаторы — это, по сути, конструктивное решение, направленное на снижение неподрессоренной массы. Неподрессоренная масса — это просто масса подвески, которая НЕ поддерживается пружинами. Другими словами, это масса, которую пружины должны возвращать на землю, когда при движении система сжимается из-за неровностей.
С течением времени появилось множество различных конфигураций этой функции. Разные производители называли свои решения в области подвески по-разному. Например, компания Suzuki в 80-х и начале 90-х годов называла свою моноамортизационную систему Full Floater подвеской. Первым дорожным мотоциклом в их линейке с такой конфигурацией были модели 1983 GS750E и ES. Эта конструкция стала ещё популярнее благодаря использованию в шоссейно-кольцевых мотогонках Гран-при.
Обратите внимание на то, как нижняя проушина амортизатора «плавает» в рычажном механизме.
У других производителей есть различные конфигурации, и Full Floater — это просто пример одной из них.
Преимущества
Одношовная конфигурация имеет множество преимуществ.
Уменьшение рамы. Компонент задней рамы, расположенный под райдером, может быть прикреплен с помощью болтов и должен выдерживать только вес райдера. Ему больше не нужны прочность и жесткость, необходимые для того, чтобы справляться с силами, передающимися через маятник от дороги.
Уменьшение веса подрессоренной массы. Сокращение количества компонентов рамы из-за различий в расположении и креплении амортизаторов может значительно уменьшить вес подрессоренной массы шасси.
Гибкость настройки. Коэффициент сжатия амортизатора можно настроить в плавающих конфигурациях с различной длиной рычага.
Равномерность сжатия. За скорость сжатия отвечает один амортизатор с различными настройками демпфирования и жесткости пружины. В мире мотокросса бытует мнение, что двойные задние амортизаторы должны быть одинаковыми, чтобы заднее колесо не отклонялось от оси маятника при прохождении крутых поворотов. Если эта проблема и существовала, то в новой конфигурации с одним амортизатором она больше не является предметом споров.
Уменьшение неподрессоренной массы. Один удар неподрессоренной массы вместо двух.
Тенденция
Я не смог найти статистический анализ по этому вопросу, но из всей линейки мотоциклов Suzuki 2016 года, состоящей из 51 модели, только две оснащены устаревшей системой с двумя амортизаторами. Из всей линейки уличных мотоциклов Suzuki 1982 года ни одна модель не была оснащена моноамортизатором. Таким образом, почти все производители, рекламирующие современные технологии в своих модельных линейках, следуют этой тенденции. Система с двумя амортизаторами считается устаревшей и обычно используется только в очень дешёвых и маломощных моделях.