Вопрос

Использование солнечного света для охлаждения автомобиля

Почему бы не использовать солнечный свет (который превращает машину в духовку) для работы кондиционера? Или хотя бы вентилятора?



Например, длинный тонкий вентилятор, который вставляется в верхнюю часть окна и не даёт ему закрыться полностью. Конечно, солнечная панель размером с заднее стекло должна быть способна питать вентилятор (или даже два вентилятора — по одному с каждой стороны), который поможет охладить машину.



Почему этого не делают?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/31982/using-sunshine-to-cool-down-the-car

40 Комментариев

  1. Простое решение



    Аналогичного результата можно добиться, открыв все двери примерно на 1 минуту перед тем, как сесть в машину. Весь горячий воздух внутри автомобиля будет заменён, скорее всего, ещё тёплым воздухом снаружи. Если нет ветра, можно дополнительно включить вентиляцию. Одна минута работы вентиляции обычно не сильно вредит аккумулятору автомобиля. Кроме того, это позволяет вывести тепло из системы вентиляции.



    Проблема не столько в воздухе внутри, сколько в самом автомобиле



    Крыша и сиденья автомобиля по-прежнему будут нагреваться. Теплый воздух снаружи практически не будет их охлаждать. Воздух плохо проводит тепло. Поэтому он не очень хорошо охлаждает. Для сравнения: почувствуйте, насколько жарко на улице в летний день. А улица находится на улице весь день, и теплый воздух вытесняет нагретый воздух, который поднимается вверх. Вы действительно можете увидеть, как поднимается воздух. Это дымка в жаркие дни.

    В заключение отметим, что поступающего от солнца тепла слишком много, чтобы оно рассеивалось за счёт охлаждения окружающим воздухом.



    Для достижения лучших результатов



    Наклейте светоотражающую плёнку на все окна вашего автомобиля. Уберите её примерно через 1 минуту после того, как откроете все двери. Плёнка в первую очередь будет препятствовать проникновению тепла в салон. Таким образом, салон не будет сильно нагреваться.



    Ещё лучших результатов можно добиться за те же ~1 минуту: вылейте на крышу воду. Вода испарится и немного охладит крышу. Это нужно сделать до того, как вы уберёте светоотражающую плёнку, чтобы испарительное охлаждение водой успело подействовать. Благодаря этому крыша из «неприкосновенной» превратится в «ещё тёплую».



    Все упирается в деньги



    Как вы думаете, сколько людей из перечисленных выше готовы заплатить $$$ за техническое решение, которое, вероятно, усугубит проблему?



    Если для вашего технического решения не имеют значения $$$, посмотрите, как работают абсорбционные холодильники:
    https://en.wikipedia.org/wiki/Абсорбционный_холодильник



    По сути, вы можете использовать поступающее тепло (например, от чёрной панели на крыше вашего автомобиля), чтобы превратить свой автомобиль в (что-то вроде) холодильник. Конечно, он не будет таким же холодным, как настоящий холодильник, но принцип понятен. Я бы предположил, что общей эффективности будет достаточно. Это предположение основано на том, что вам не нужно преобразовывать солнечную энергию в электричество и использовать его для передачи тепловой энергии. Вместо этого вы можете напрямую использовать солнечную энергию для питания процесса.

    Однако из-за большого количества труб и того простого факта, что тепло лучше всего подавать снизу, а не сверху, эта система по крайней мере сложна в реализации для мобильных устройств, таких как автомобили.



    TL;DR



    Существует множество концепций, ни одна из которых не является слишком затратной с точки зрения цены, эффективности и удобства использования, чтобы их можно было широко внедрять.


  1. Гибкие солнечные панели уже доступны. И на самом деле они не такие уж и тяжёлые.
  1. По большей части это так. Однако лёгкие и гибкие фотоэлектрические панели всё чаще используются в автодомах. Хотя в данном случае они служат для подзарядки аккумулятора. Вы правы, технологии не стоят на месте.
  1. Я потерял интерес к попыткам найти эту информацию. На мой взгляд, она была плохо изложена, слишком многословна и напечатана мелким шрифтом. Из-за этого мне было сложно найти то, что меня интересовало. Хотя для печати это было бы лучше.
  1. Я несколько лет владел одним из таких «Приусов» в Кремниевой долине. Я также много лет жил на юге без такой системы. Могу сказать, что вентиляторы на солнечных батареях в «Приусе» лучше, чем без них. Гораздо эффективнее вообще не допускать попадания солнечных лучей на автомобиль. Если такой возможности нет, то вентиляторы на солнечных батареях — хороший, но дорогой вариант.
  1. Помимо того, что мощность, которую можно получить от солнечной батареи, недостаточна для работы чего-то большего, чем вентилятор, есть ещё две причины




    1. Современные солнечные панели плоские и жёсткие. Установка такой панели на крыше автомобиля может испортить его внешний вид, аэродинамику или и то, и другое.


    2. Добавляя панель, вы увеличиваете вес автомобиля, что негативно сказывается на его топливной экономичности (помимо любого аэродинамического штрафа), а это, в свою очередь, увеличивает эксплуатационные расходы, а также дорожные налоги, которые платит владелец (по крайней мере, во многих странах ЕС, не знаю, как в США).




    В научно-исследовательских лабораториях разрабатываются напыляемые солнечные фотоэлектрические покрытия. Эта технология может появиться в автомобилях в ближайшем будущем. Она не повлияет на аэродинамику и внешний вид автомобиля, а также значительно снизит его вес.


  1. Эта система была установлена на Lancia Thesis, выпущенной в 2001 году. По сути, стекло в люке крыши представляло собой солнечную панель, которая использовалась для питания вентилятора кондиционера, когда автомобиль стоял под прямыми солнечными лучами. Чем ярче светило солнце, тем больше энергии получали вентиляторы и тем прохладнее становился салон. Эта система была одной из многих замечательных особенностей Lancia Thesis, которые, похоже, не получили широкого распространения.



    Дополнительная информация доступна здесь


  1. У вас отличная идея! И она уже реализуется.



    Некоторые модели Toyota Prius оснащены опциональной солнечной крышей, которая питает внутренние вентиляторы, автоматически включающиеся, когда в салоне становится слишком жарко.



    Гибридные аккумуляторы вообще не используются: вентиляторы работают исключительно от солнечной энергии! Круто (в буквальном смысле).



    Солнечная Крыша Toyota Prius
    Источник изображения: resilience.org


  1. Ваша проблема заключается в эффективности. КПД солнечных панелей составляет около 10–20 %, в зависимости от типа. КПД кондиционеров варьируется, но хорошим рабочим показателем является КПД около 30 %.



    Это означает, что для охлаждения автомобиля на каждую единицу отводимого тепла требуется в 3,3 раза больше энергии. Эффективность солнечных панелей означает, что для выработки эквивалентного количества электроэнергии, как и при попадании солнечного света на автомобиль, вам потребуется площадь поверхности, в 6,6 раза превышающая площадь поверхности вашего автомобиля. Таким образом, для работы кондиционера вам понадобятся солнечные панели, площадь поверхности которых в 22 раза превышает площадь поверхности вашего автомобиля (3,3 * 6,6 = 21,78, округляем до 22).



    На самом деле всё немного сложнее, поскольку солнечные панели отражают значительное количество тепла, что сокращает необходимое количество панелей, но для работы кондиционера всё равно потребуется в разы больше площади, чем у автомобиля.



    Вентиляторы гораздо более эффективны, чем кондиционеры, поскольку вам не нужны компрессор или насосы. Тем не менее вам придётся закрыть всю машину, чтобы получить достаточно электроэнергии для работы вентилятора приличного размера.


  1. @RockPaperLizard Я останусь верен своей специализации в области физики.
  1. @Aron Во-первых, существует 4, а не 3 закона термодинамики (см. physicsforidiots.com/physics/thermodynamics). Либо передовые технологии Toyota опровергают 4 закона термодинамики, либо вы не понимаете, как работает система. Думаю, мы все знаем, что верно второе.
  1. Если вы хотите сделать это с помощью солнечных батарей, проблема заключается в энергоснабжении.



    Типичный автомобильный кондиционер потребляет от 1000 до 3000 Вт. Квадратный метр обычных фотоэлектрических элементов вырабатывает примерно 150 Вт энергии. Даже если бы вы покрыли весь автомобиль солнечными панелями, их мощности не хватило бы для полного питания кондиционера в идеальных условиях. И они были бы очень дорогими.



    Вентиляторы потребляют гораздо меньше энергии, максимум пару сотен Ватт. Технически вы могли бы запускать их только от солнечной панели, если вам не нужна максимальная мощность.



    Некоторые производители автомобилей уже делают это. Например, некоторые модели Audi в качестве опции оснащены люком на солнечной панели. Благодаря этому вентилятор вентилятора работает на низкой скорости, даже когда автомобиль выключен, чтобы воздух оставался циркулирующим и свежим.



    Во всем остальном солнечные панели просто не вырабатывают достаточно энергии, чтобы произвести значительное воздействие.


  1. Не стоит забывать о главном мотиваторе для многих из этих технологических новинок: политическом заявлении. Возможно, оно не очень эффективно (сейчас), но, чёрт возьми, они хоть что-то делают для окружающей среды. По общему мнению, необходимо провести гораздо больше исследований и обуздать жадность. То, что технология новая, не означает, что она должна быть настолько дорогой, что становится бесполезной. Да, затраты на исследования и разработки должны окупаться, но при правильном подходе можно получать хорошую стабильную прибыль.
  1. @Арон У тебя достаточно образования, чтобы считать, что ты знаешь больше, чем на самом деле. Если ты не троллишь и действительно хочешь понять физику, лежащую в основе этой системы, попробуй задать вопрос на сайте Physics SE. Скажи им, что у тебя есть степень магистра по физике и что ты уверен, что всё понимаешь. Если они будут в настроении пошутить над тобой и не сочтут, что ты просто троллишь, сообщество объяснит тебе, как работает эта система. Или ты можешь просто верить, что всё понимаешь, и продолжать распространять дезинформацию. Ваш выбор.
  1. @RockPaperLizard Вентиляторы нагревают воздух.
  1. @Арон, я думаю, они имели в виду только вентиляторы, а не кондиционер. То есть не холодный воздух, а просто циркуляцию воздуха.
  1. @RockPaperLizard Я и не подозревал, что Prius нашел способ обойти один из 3-х законов термодинамики. Учитывая, что солнечное излучение (максимальное) составляет ~ 1500 Вт / м ^ 2, а площадь панели составляет приблизительно 1 м ^ 2, это дает (при условии 100% эффективности) 1500 Вт, или 2 л.с. При использовании реальных панелей мы получим всего ~200 Вт (1/3 л. с.), чего недостаточно ни для работы кондиционера, ни для электродвигателя мощностью 134 л. с.
  1. @Aron Не совсем понятно, к чему относится ваш комментарий. Если вы имеете в виду солнечную панель, изображённую на фотографии выше, то ваше утверждение в корне неверно.
  1. Эта солнечная панель может лишь предотвратить саморазряд аккумулятора, если машина будет стоять на парковке в течение месяца.
  1. В стандартную комплектацию Fisker Karma 2011–2012 годов входила солнечная крыша en.wikipedia.org/wiki/Fisker_Karma#Specifications
  1. VW/Audi тоже уже давно этим занимается. См., например, этот сайт: volkswagen.co.in/en/innovation/Technical_Glossary/…
  1. Большинство систем тепловых насосов имеют коэффициент полезного действия 3-4, поэтому покрытие всей поверхности автомобиля солнечными панелями едва может обеспечить его отсутствие нагрева (не забудьте вычесть энергию, поглощаемую панелями, из энергии, которая его нагревает)
  1. В какой-то степени это правда. Солнечные батареи будут нагреваться и передавать тепло автомобилю, а окна солнечными батареями не закроешь, так что салон всё равно будет нагреваться
  1. А если вы покроете весь автомобиль элементами питания для вентиляторов, то можете обойтись без вентилятора: автомобиль будет находиться в тени элементов питания и не нагреется выше температуры окружающей среды, а вентилятор не сможет охладить его сильнее. (Хорошо, но для этого нужна изоляция между элементами питания и автомобилем, чтобы предотвратить теплообмен)
  1. @ChrisH или что-то в этом роде. Я только что посмотрел, и у A8 это все еще есть ;-)
  1. @AndréStannek или слишком дорого, чтобы их можно было хорошо продать.
  1. Насколько мне известно, ни в одной современной модели Audi больше нет таких солнечных панелей. Это говорит о том, что они были не очень полезны.
  1. @tobin-s Да, лучше всего использовать обдув. Но даже без него большая часть солнечного света не нагревает обернутый предмет.
  1. @kaay — когда я был в командировке, мы делали то же самое с бутылками для воды. Брали носок, смачивали его в воде и держали перед вентилятором. Вода была примерно на 10–15 градусов холоднее, чем температура окружающей среды. Всё равно было чертовски жарко, но уже не так, как раньше.
  1. Обязательны ли солнечные панели? Вы добьётесь лучших результатов, если натянете на машину плотную ткань и будете поддерживать её во влажном состоянии (накроете машину мокрыми тряпками), чтобы испаряющаяся вода уносила с собой тепло. Однажды я поставил капельницу на бутылку с водой, обернутую одеялом. Вода внутри оставалась прохладной весь день. Чёрт, костюм из спандекса с подкладкой для машины...
  1. Также можно использовать термоэлектрические вентиляторы. Возможно, потребуется насос для перемещения охлаждённой жидкости в кресле.
  1. Некоторые дополнительные солнечные вентиляторы не очень хороши, youtube.com/watch?v=KOdWdfe-xJs
  1. @DucatiKiller "Это просто невозможно с научной точки зрения". Почему бы и нет? Итак, мы не можем генерировать больше энергии, чем получаем. Однако мне на самом деле не нужно, чтобы вся машина, включая двигатель и багажник, была крутой. Все, что меня действительно волнует, - это занятые сиденья. Кроме того, тепло, используемое для работы "механизма", может быть рассеяно где-то еще, кроме зоны отдыха. Поскольку у нас есть конкретная проблема, я не думаю, что научные ограничения, о которых вы говорите, полностью исключают возможность прорыва.
  1. Короткий ответ: оно того не стоит. Высокая стоимость (гибких) солнечных панелей в сравнении с низкой выходной мощностью сводит на нет любую потенциальную выгоду. Предположим, вы получаете 20 Вт от панели на вашем автомобиле. Автомобильный аккумулятор сможет выдавать эту мощность в течение 24 часов и даже дольше, и он уже установлен в автомобиле.
  1. @GeraldSchneider они выглядят слишком маленькими, чтобы быть полезными, но если с одной стороны будет панель мощностью 20 Вт, управляющая вентиляторами, а противоположное по диагонали окно будет приоткрыто, то можно чего-то добиться. Но, вероятно, более эффективным и менее опасным с точки зрения безопасности, а также более дешёвым решением будет чехол для лобового стекла.
  1. Вы имеете в виду таких фанатов? (Я никогда ими не пользовался, поэтому не могу сказать, насколько они эффективны, но я бы не сказал, что такое не делали раньше)
  1. Это делается. Такие тонкие солнечные вентиляторы для верхней части окна можно купить практически везде. Что касается кондиционера, то для него потребуется солнечная панель гораздо большего размера.
  1. Если придумать, как использовать радиатор, это поможет охладить поступающий воздух, а ещё один вентилятор, который будет втягивать более горячий воздух, поможет его всасывать. Хорошо подходит алюминий. Если кто-то знает о других материалах, которые хорошо подходят для этой цели, пожалуйста, сообщите нам. Да, сейчас это может быть громоздко, но хорошая задумка и инженерная проработка в конечном счёте приведут к чему-то лучшему. Просто нужны идеи.
  1. @DucatiKiller на самом деле это не так. Кондиционеры и холодильники — это примеры тепловых насосов, которые перемещают несколько единиц тепла «вверх», используя для этого всего одну единицу тепла. Существуют физические ограничения на то, насколько большим может быть это число (предел зависит от разницы температур, через которую вы перекачиваете тепло). Для практического применения кондиционера можно увеличить мощность в 3 раза. Поскольку эффективность современных панелей составляет в лучшем случае 20 %, кондиционер для автомобиля, работающий исключительно на солнечной энергии, невозможен. Если бы машина была изолирована, как холодильник, в ней было бы прохладно, но тогда вы не смогли бы вести её!
  1. Использование солнечной энергии для охлаждения не может предотвратить передачу тепла от солнечных лучей посредством конвекции. Сама машина не может быть такой же эффективной, как конвекция. Машина, преобразующая солнечную энергию в электричество, должна каким-то образом работать. С научной точки зрения это просто невозможно. Пожалуйста, сошлитесь на источник. en.wikipedia.org/wiki/Законы_термодинамики
Вы уже ответили на этот вопрос