Вопрос

Зачем мне измерять крутящий момент при откручивании болта или гайки?

В ответе на вопрос о техническом обслуживании динамометрического ключа говорится о том, что не следует использовать определённый тип динамометрического ключа для ослабления болтов. Это заставило меня задуматься.



Я бы подумал, что лучше сначала ослабить болт, а затем снова затянуть его с помощью динамометрического ключа. Зачем кому-то использовать динамометрический ключ, чтобы ослабить болт?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/32479/why-would-i-want-to-measure-torque-while-loosening-a-bolt-or-nut

11 Комментариев

  1. Я долго бился над тем, чтобы в машине был нормальный инструмент для снятия шин/базовый набор инструментов для ремонта автомобиля, потому что штатный ключ для откручивания гаек крепления колёс слишком короткий, а механики, как известно, затягивают их слишком сильно. Сейчас у меня в машине есть динамометрический ключ и длинная торцевая головка с трещоткой, но я заметил, что в Aldi сейчас продаются неплохие динамометрические ключи (2018/10, Германия) примерно за 22 доллара США с учётом налогов. В комплект входят три торцевые головки и удлинитель в пластиковом футляре для хранения. За эту цену можно приобрести один динамометрический ключ для затягивания и один для ослабления. Преимущество перед ломом заключается в функции храпового механизма торцевой головки. Все, что нужно сделать, — это затянуть динамометрический ключ до максимального уровня, который в два раза превышает момент затяжки практически любого болта в автомобиле, который нужно ослабить. Конечно, не стоит забывать ослаблять динамометрический ключ в конце работы. Я знаю, что эти динамометрические ключи не такие, как у известных брендов, но после 20 лет работы с болтами понимаешь, что не нужно платить больше 150 долларов за то, чтобы время от времени подтянуть несколько болтов.


  1. Если вы опасаетесь, что гайка или болт заклинило и вы не хотите повредить деталь, к которой они прикреплены, чрезмерным усилием, используйте динамометрический ключ, который предупредит вас о превышении крутящего момента, что может привести к поломке болта/шпильки или повреждению крепежа.



    Это также полезно, если вы знаете, что крепёжный элемент выдержит нагрузку, но по какой-то причине у вас неподходящий инструмент. Например, недавно я повредил специальный торцевой ключ, когда откручивал болты ремня безопасности. Если бы я использовал динамометрический ключ, то перестал бы прилагать усилие и применил бы дополнительные методы, чтобы ослабить болт, прежде чем снова приложить усилие.


  1. Ещё один момент: поскольку динамометрический ключ выглядит и работает как кувалда, возникает соблазн использовать его для ослабления гаек и болтов


  1. Ещё одно, несколько отличающееся соображение заключается в том, что динамометрические ключи, работающие только по часовой стрелке, не подходят для левосторонней резьбы — если для вас это важно. Конечно, затянуть левостороннюю резьбу — это то же самое, что ослабить правостороннюю. Динамометрические ключи с балкой (со шкалой и указателем) надёжны и недороги, и все, что я видел, работают в любом направлении.


  1. @TMN Я как раз об этом и говорю — вот почему нужны предупреждения!
  1. @NickC: Все динамометрические ключи балочного типа, которые я видел и которые в состоянии покоя показывали ненулевое значение, были погнуты «с нижней стороны». То есть кто-то использовал их в качестве лома и погнул.
  1. но зачастую предупреждения нужны именно для того, чтобы остановить людей, которые не знают, что делают, и могут подумать: «Мне нужно больше рычагов, давайте используем эту большую длинную штуку», — и тем самым испортить калибровку динамометрического ключа...
  1. Я не думаю, что это действительно ответ. Это пример того, как человек не знает, что делает, и это может быть ответом на любой вопрос из серии «зачем мне это делать».
  1. @DavidSchwartz: Что ж, думаю, это избавляет нас от необходимости задавать этот вопрос на Stack Exchange.
  1. Так всегда делают при работе с критически важным оборудованием, например во время выхода в открытый космос. Разрешается прикладывать только определённую силу, и если для ослабления болтов требуется больше усилий, необходимо принять решение о дальнейших действиях.
  1. Иногда необходимо измерить момент отрыва. Это поможет определить, ослабла ли затяжка крепежа из-за вибрации, не был ли превышен момент затяжки и не растянулся ли и не ослаб ли болт/шпилька, а также не была ли нарушена резьба и не требуется ли замена крепежа. Обратите внимание, что значения момента отрыва часто превышают заявленные значения момента затяжки, поскольку момент отрыва измеряется в статическом режиме (крепёж не движется), а момент затяжки — в динамическом (крепёж продолжает двигаться).


Вы уже ответили на этот вопрос