Вопрос

Как очистить систему отопления, вентиляции и кондиционирования автомобиля

В системе вентиляции, кондиционирования или отопления моего автомобиля присутствует довольно неприятный запах.



Неудачная идея № 1: я снял воздушный фильтр салона и обильно распылил там «Лизол». Это мало помогло.



Неудачная идея № 2: я спросил у своего механика и дилера, могут ли они вскрыть систему отопления, вентиляции и кондиционирования и почистить её. Похоже, что это займёт 2–3 дня и будет стоить около 2000 долларов. Не самый эффективный вариант.



Идея № 3: Существуют спреи, которые гарантированно устраняют запах плесени в системе кондиционирования автомобиля. Однако, я думаю, они просто маскируют запах, и я не уверен, что они уничтожают саму плесень или бактерии.



Идея № 4: я думаю распылить там 3%-ную перекись водорода (или спирт), но не уверен, что это не повредит системе. Стоит ли мне это делать?



Существует ли какое-либо средство или метод для очистки системы отопления, вентиляции и кондиционирования автомобиля?



Обновление1
Автомобиль — Camry 2007 года выпуска. Всё, кроме запаха кондиционера, в хорошем состоянии.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/37393/how-to-clean-cars-hvac-and-ac-system

14 Комментариев

  1. Я бы посоветовал вам прогреть всю систему, прежде чем использовать химикаты или разбирать её. Гарантии успеха нет, но вы не понесете никаких расходов и не подвергнете себя никаким рискам, а тепло, скорее всего, уничтожит плесень. Возможно, что описанный метод не подходит для автоматической системы вентиляции и кондиционирования.



    Вам просто нужно найти место, где ваша машина сможет спокойно стоять на холостом ходу (и где местные законы не запрещают подобные действия).



    Просто поезжайте на машине, пока двигатель не прогреется, припаркуйтесь и дайте двигателю поработать на холостом ходу, включите обогрев и вентилятор на максимум, включите циркуляцию воздуха, выйдите из машины и закройте дверь. Дайте машине немного прогреться (для моей машины было достаточно 20 минут), затем тщательно проветрите салон и проверьте, стало ли лучше. Этот способ работает ещё лучше, если практиковать его в жаркую погоду при ярком солнечном свете.



    Чтобы предотвратить появление плесени, возьмите за правило выключать кондиционер за несколько минут до того, как заглушить двигатель.


  1. Обработка озоном может помочь, но если внутри образовалось слишком много плесени, вам придётся снять приборную панель, другого выхода нет. Однако в большинстве автомобилей на это уходит 5–6 часов. Я недавно сделал это, и у меня ушло около 5 часов. Конечно, стоимость была намного ниже, так как в Индии рабочая сила очень дешёвая.



    Если вы хотите попробовать сделать это самостоятельно, я бы посоветовал закрыть вентиляционные отверстия и положить туда силикагель. Включите режим рециркуляции и закройте окна на некоторое время. Это поможет избавиться от влаги, но эффект может проявиться только через несколько дней.


  1. Если вы хотите сделать это самостоятельно, я бы посоветовал использовать перекись. Сначала, конечно, убедитесь, что она не повредит салон или обшивку. Система вентиляции и кондиционирования рассчитана на определённое количество влаги, а перекись — это просто вода (с большим количеством кислорода). Не используйте спирт, потому что он легко воспламеняется.



    Чтобы добиться желаемого, сначала снимите воздушный фильтр салона. Затем переведите систему отопления, вентиляции и кондиционирования в режим рециркуляции. Найдите отверстие для рециркуляции под приборной панелью. Включите вентилятор на полную мощность, установите регулятор на полную мощность обдува холодным воздухом и аккуратно распылите перекись водорода в вентиляционное отверстие. Я сказал «аккуратно» и «распылите». Не брызгайте и не распыляйте её там. Не переусердствуйте. Затем установите регулятор на полную мощность обдува горячим воздухом и проделайте то же самое.



    Тем не менее вы можете воспользоваться двумя коммерческими услугами. В одной из них используется специальная машина для создания тумана, который проходит через систему вентиляции и кондиционирования. В другой используется генератор озона для насыщения салона автомобиля озоном. Озон смертельно опасен для живых организмов и уничтожает любые бактерии, грибки и другие источники неприятного запаха в автомобиле. Я бы порекомендовал использовать озон.


  1. Какая у вас модель автомобиля?
  1. Снять приборную панель не так уж сложно. Я только что снял свою, чтобы проверить вентилятор системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Ваш механик просто не хочет этого делать. Если у вас есть схема из руководства по техническому обслуживанию, там будет указано, где находятся винты.
  1. Полагаю, это зависит от модели. У меня Camry 2007 года. Как объяснил мой механик, мне нужно полностью открыть и снять приборную панель. Затем открыть отопитель и кондиционер. Он объяснил, что это работа как минимум на два дня и что она сопряжена со многими сложностями, связанными с разборкой приборной панели.
  1. Разобрать вентиляционную систему большинства автомобилей довольно просто, и обычно для этого нужна только отвёртка. Это трудоёмкий процесс, но ни в коем случае не сложный, и если у вас есть место для работы (гараж), вы легко справитесь с этой задачей самостоятельно и хорошо прочистите вентиляционную систему.



    Найдите руководство по ремонту вашего автомобиля (Haynes или Chilton). В нём будет раздел о том, как снять приборную панель и центральную консоль, чтобы получить доступ к вентиляционной системе.


  1. @vini_i Нет, не сделал. Автор исходного поста просто хочет получить доступ к вентиляционным отверстиям, чтобы как следует их прочистить.
  1. Насколько я понимаю, вы никогда не тратили 18 часов на замену испарителя или двери испарителя в автомобиле.
  1. @tlhIngan: это запах сырости и плесени. Он появляется, если вы живёте во влажном регионе, а также зависит от того, насколько эффективно система кондиционирования автомобиля справляется с влагой.
  1. Не распыляйте случайные химические вещества на радиаторы! Замена радиатора отопителя обходится очень дорого. Радиаторы изготавливаются из различных чувствительных к внешним воздействиям металлов, которые хорошо передают тепло, выдерживают воздействие воздуха с одной стороны и воды/антифриза/R134a с другой стороны. Этот чувствительный металл подвержен химическим реакциям с неизвестными химическими веществами. В лучшем случае это просто изменит поверхность, и она будет хуже передавать тепло. В худшем случае в вашем испарителе появятся микротрещины.
  1. «Алкоголь». Я бы сказал, что это категорически запрещено, так как он легко воспламеняется, и вы не можете быть уверены, что не возникнет искра или статическое электричество. Это может привести к очень громкому взрыву в закрытой трубе!
  1. Было бы полезно знать марку и модель.
  1. Опишите запах. У меня есть автомобили старше 20 лет с пробегом более 300 000 км, и мне ни разу не приходилось чистить систему отопления, вентиляции и кондиционирования.
Вы уже ответили на этот вопрос