Вопрос

Каков «типичный» или «наиболее распространённый» набор передаточных чисел для мотоциклетной трансмиссии с небольшим двигателем?

Мне интересно, существует ли «типичный» набор передаточных чисел для мотоциклетных трансмиссий с небольшими двигателями (или для минибайков, если в них используется трансмиссия, а не система с «гидротрансформатором»), и каковы эти «типичные» передаточные числа.



Я просто хочу понять, есть ли связь между передаточными числами (1, 2, 3, 4) и тем, насколько они «пересекаются» в используемых диапазонах.






Почему? Я уже собираю электровелосипед с маломощным двигателем и 3-скоростной ступицей в качестве трансмиссии, но я уже знаю, что эта ступица — не лучшее решение. Я хочу попробовать использовать трансмиссию от маломощного мотоцикла или хотя бы разобраться в их передаточных числах, чтобы сделать что-то на заказ.



Мне нужна коробка передач, потому что для соблюдения ограничений по мощности мне нужно, чтобы двигатель передавал максимальный крутящий момент на колёса для старта и подъёма в гору.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/37814/what-is-the-typical-or-most-common-set-of-ratios-for-a-motorcycle-transmissi

10 Комментариев

  1. Прежде чем я начну свой рассказ, возможно, вам захочется взглянуть на Brammo Empulse. Это электрический мотоцикл с коробкой передач и сцеплением, и он может дать вам кое-какую интересную информацию. Посмотрите здесь.



    В вашем случае вы действительно не можете обойтись без коробки передач, как было сказано в комментарии.
    Вы могли бы обойтись без коробки передач, но только в том случае, если это позволяет комбинация источника питания и двигателя, а также если вас не беспокоит снижение расхода в милях на киловатт-час. Например, у Tesla S нет коробки передач. Вы можете взять двигатель и фиксированное передаточное число, которые обеспечат вам нужную силу тяги, и просто подавать на двигатель всё большее напряжение по мере увеличения скорости. Пока вы не превышаете максимальный ток и число оборотов двигателя, вы можете подавать на него столько напряжения, сколько захотите. Однако на таких скоростях это уже не очень эффективно. Вот почему у Tesla относительно низкая максимальная скорость, несмотря на большую мощность двигателя. Я ездил на такой, и вы можете разрядить аккумулятор Tesla за считаные минуты, если вам нужна полная мощность. КПД электродвигателя быстро снижается, когда вам нужен крутящий момент, в то время как КПД двигателя внутреннего сгорания повышается. Сравнивать двигатели внутреннего сгорания с электродвигателями — всё равно что сравнивать яблоки с грушами, как говорят в моей стране.



    Ваша проблема в том, что у вашего источника питания, скорее всего, относительно низкое напряжение, поэтому вы не можете провернуть этот трюк. Brammo тоже не может этого сделать, его аккумулятор выдаёт только 103 В, в то время как Tesla выдаёт 400 В. Чтобы определить оптимальные передаточные числа для вашего двигателя, вам нужно знать его кривую эффективности, чтобы максимально использовать диапазон мощности вашего двигателя. Тем более что у вас очень низкая мощность — 300 Вт.



    Чтобы получить значимые и эффективные соотношения, я бы поставил перед собой цель — подняться на самый крутой холм, на который вы способны, и развить максимальную скорость. Зная свой вес и вес велосипеда, вы можете рассчитать тяговое усилие, необходимое для достижения этих целей. Затем вы можете рассчитать передаточные числа, необходимые для этого.



    (Далее следует ужасно плохо объяснённый расчёт, который, я уверен, кто-нибудь сможет объяснить лучше меня.)



    Допустим, вы и ваш велосипед весите вместе 100 кг, то есть 981 ньютон. Вы хотите подняться на холм с уклоном 10 % или 6 градусов, не слишком крутой. Это даёт сопротивление наклону (F = sin[a] x m x g) sin(6deg) x 981 = 103 ньютона. Если вы сможете полностью использовать мощность в 300 Вт, то получите скорость (P = F * v) 300 / 103 = 2,9 м/с или 10,5 км/ч, если не учитывать сопротивление качению. Это не очень быстро, но вполне приемлемо. Чтобы получить тяговое усилие в 103 Н, вам нужно умножить его на радиус колеса, чтобы получить крутящий момент колеса. Предположим, что радиус вашего колеса составляет 35 см. В таком случае крутящий момент колеса составит (M=Fxa) 103x0,35 = 35,9 Н·м. Разделите это значение на крутящий момент вашего двигателя, и вы получите передаточное число.



    Предположим, что ваш двигатель мощностью 300 Вт имеет максимальную частоту вращения 8000 об/мин и крутящий момент 0,359 Нм.
    Тогда для первой передачи вам понадобится передаточное число около 100:1: 35,9/0,359 = 100. На ровной дороге эта сила сцепления обеспечивает ускорение 103/100 = 1,03 м/с2 до тех пор, пока двигатель не достигнет максимальных оборотов или пока сила тока не уменьшится из-за увеличения противо-ЭДС. Это разумное ускорение. Предположим, что максимальные обороты вашего двигателя составляют 8000, то есть 838 рад/с. Это означает, что ваше колесо вращается со скоростью 838/100 = 8,38 рад/с из-за передаточного числа. Радиус составлял 0,35 м, поэтому ваша скорость равна (v = w * r) 8,38 * 0,35 = 2,9 м/с или 10,6 км/ч. Это значит, что вам нужно больше передач. Допустим, вы хотите разогнаться до 18 км/ч на второй передаче. А до 30 км/ч — на третьей. Это значит, что вам нужны соотношения 18/10,6x100 = 59:1 и 30/10,6x100 = 35:1.
    Эти соотношения дадут вам ускорения 59/100*1,03 = 0,6 м/с2 и 35/100*1,03 = 0,36 м/с2. Если взять передаточное число 1:100, то получится 1,72 и 2,85, а также прямой/прямой привод.



    В этих расчётах не учитывается трение, но это просто для наглядности. Если у меня будет время, я немного улучшу этот пост.


  1. Давайте продолжим обсуждение в чате.
  1. Вы можете легко приспособить редуктор, например, от электродрели в качестве главной передачи. Убедитесь, что вы поместили его в корпус и залили в него жидкое масло, например, масло для канализационных машин или что-то в этом роде. Обычно в этом нет необходимости, но так будет лучше, если вы будете постоянно нагружать его.
  1. При мощности всего в 300 Вт как можно слишком сильно нагружать втулку? Это не так уж много, ведь когда вы быстро едете на велосипеде, ваши ноги могут генерировать более 500 Вт. Кроме того, при разработке втулки был предусмотрен запас прочности, которым вы можете воспользоваться. Я бы не стал беспокоиться о нагрузке на втулку. Посмотрите, можно ли использовать что-то из старой дрели или чего-то подобного в качестве главной передачи. Это было бы экономически выгодно, к тому же они рассчитаны на мощность около 300 Вт.
  1. О, это WAY за пределами моего бюджета, но они идеально подошли бы для того, что я делаю. Я немного расстраиваюсь, зная, что они мне не по карману... pinion.eu/ru
  1. В конструкции ступиц есть ограничение, от которого я хотел бы избавиться: они обеспечивают «самое прочное» механическое соединение в шестернях кроме 1-й передачи. (В ступицах, которые лучше всего подходят для этого применения, соотношение 1:1 используется во 2-й передаче, а 1-я передача представляет собой набор планетарных редукторов.) Таким образом, передавая мощность двигателя на «самую низкую» передачу, вы подвергаете чрезмерной нагрузке внутренние компоненты втулки. Сейчас я собираю одну из таких установок. Но я бы хотел, чтобы следующая версия трансмиссии была максимально эффективной на первой передаче.
  1. Что ж, если посмотреть на передаточные числа трансмиссии Brammo Empulse, то они не сильно отличаются от стандартной мотоциклетной коробки передач, так что, думаю, надежда есть. Больше всего меня беспокоит потеря мощности из-за коробки передач. Даже коробка передач от минибайка будет отнимать значительную часть мощности у вашего небольшого двигателя, так что даже при идеальных передаточных числах это может оказаться невозможным. Тогда вам лучше использовать кастомную передачу и главную пару, а также стандартную велосипедную ступицу в качестве «трансмиссии».
  1. Привет, Барт! Спасибо за твой вклад. Я уже проделал немалую математическую работу, чтобы определить, какие передаточные числа мне нужны для первой и последней передач — в рамках настройки текущей версии трансмиссии с «трёхскоростной ступицей». К сожалению, этот вопрос касается существующих передаточных чисел для мотоциклов/минибайков и того, каким может быть «нормальный»/«типичный» набор передаточных чисел в таких коробках передач. Зная эту информацию, я смогу решить, стоит ли мне продолжать идею по адаптации/использованию коробки передач от небольшого мотоцикла или лучше отказаться от этой идеи из-за неподходящих передаточных чисел.
  1. В большинстве электромобилей не используется трансмиссия. Вы можете учесть это при сборке велосипеда, чтобы упростить себе задачу.
  1. Спасибо, Paulster2, но если бы я мог заставить 300-ваттный мотор толкать меня и велосипед... поверьте, я бы это сделал. В Новой Зеландии (где я живу) максимальная мощность составляет 300 Вт, чтобы велосипед считался велосипедом. Если мощность выше, то он попадает в совершенно другой класс транспортных средств и его становится нецелесообразно регистрировать. Поэтому используйте трансмиссию. Та же идея, что и у мотоциклов до того, как моторы стали такими мощными!
Вы уже ответили на этот вопрос