Вопрос

Почему объём двигателя часто на несколько кубических сантиметров меньше точного значения?

Я заметил, что объём двигателей редко составляет ровно 1,5 или ровно 4 литра, и меня это устраивает. Вполне логично, что у двигателей есть некий условно идеальный объём для конкретных задач, поэтому я ожидал, что точный объём двигателя будет варьироваться.



Но обычно это не так. Объём двигателя Nissan VQ35DE составляет 3498 см³, Toyota 4U-GSE — 1998 см³, а BMW N52B30 — 2996 см³.



Почему они не просто 3500, 2000 и 3000 кубических сантиметров соответственно?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/38809/why-is-engine-displacement-frequently-a-few-ccs-below-an-exact-number

43 Комментария

  1. Очевидно, что есть инженерная составляющая, которой не так важны красивые округлые цифры. Это заметно в автогонках, где объёмы двигателей сильно разнятся. ОДНАКО учтите упомянутые ранее налоговые последствия для серийных автомобилей. Возьмём, к примеру, Турцию. Из статьи Питера Мока для ICCT:


    «Новые легковые автомобили в Турции облагаются общим налогом на добавленную стоимость (НДС), который составляет 18% и распространяется на все товары. Кроме того, взимается специальный налог на покупку, который по-турецки называется Motorlu Taşıt Araçlarına İlişkin Özel Tüketim Vergisi (ÖTV). Помимо автомобилей, этот налог взимается с табачных изделий, алкоголя и других товаров, которые считаются предметами роскоши. Размер налога ÖTV зависит от объёма двигателя транспортного средства и составляет от 45 % до 145 % от базовой цены транспортного средства. Важным налоговым порогом является объём двигателя 1,6 л. При превышении этого порога уровень налогообложения увеличивается вдвое — с 45 % до 90 %. Ещё одним порогом является объём двигателя 2,0 л, при превышении которого уровень налогообложения увеличивается до 145 %. Влияние такого налогообложения весьма существенно: для нового автомобиля стоимостью 20 000 евро налог с продаж составляет 9000 евро, если объём двигателя составляет 1,6 л или меньше, и 18 000 евро, если объём двигателя составляет 1,7 л или больше. Неудивительно, что 95 % новых автомобилей в Турции имеют объём двигателя 1,6 л или меньше.


    Скажите мне, что это не имеет значения, когда вы ежегодно продаёте сотни тысяч «двухлитровых» Honda Civic, объём двигателя каждой из которых на самом деле составляет 1996 кубических сантиметров.


  1. Я бы предположил, что причина кроется в сочетании желаемых характеристик, факторов «реального мира», таких как налогообложение, и практических соображений: какие поршни у вас уже есть, сколько деталей вы можете обрабатывать на своих станках одновременно, как устроена система транспортировки в цеху и т. д. Затем вы присваиваете ему обозначение, которое устраивает маркетологов, и начинаете производство… Учитывая, что, хотя мы считаем, что надпись «4,951 x 10^3 мл» на кузове «Мустанга» будет выглядеть круто, кто-то из отдела продаж может испугаться необходимости её объяснять.



    Я не думаю, что аргумент о математике/округлении вообще что-то объясняет. При достаточно близких допусках (±0,01 мм) погрешность при вытеснении может составлять менее 0,1 куб. см. Я думаю, ход мыслей примерно такой: «Насколько близко мы можем подобраться к X литрам (или кубическим дюймам), не превысив (налоговые/страховые) лимиты и не переделывая всё заново, учитывая при этом множество других ограничений?»


  1. Размер, о котором вы говорите, — это мера объёма цилиндра.

    V = пи * радиус^2 * высота

    При умножении на пи сложно получить чётное число. Кроме того, их больше волнует принцип работы, чем то, чтобы числа были красивыми и чётными.



    При расчёте двигателя
    Рабочий объём = пи * (диаметр цилиндра / 2)^2 * ход поршня * количество цилиндров


  1. @AnthonyX Да, я понимаю, что формула та же, но, как уже отмечалось, другие факторы могут изменить один из этих параметров в окончательном проекте.
  1. Это было бы что-то вроде «Но это лучший ответ, потому что иррациональность числа пи» в сочетании с некомпетентностью в вопросах современного производства, терпимостью к неудачам и наймом инженеров, которые не справляются с математикой в старших классах? Серьёзно?
  1. Да, история правок показывает, что кто-то поменял их местами. Я настоятельно рекомендую вам нажать на ссылку «править» и вернуть всё как было!
  1. именно это я и имел в виду, и изначально я так и написал, но, кажется, мой пост отредактировали
  1. Или вы хотели сказать, что они производят двигатель объёмом 124 куб. см и продают его как 125-кубовый
  1. С исторической точки зрения я бы выдвинул идею «обрезного пиломатериала»

    Размерный пиломатериал — это когда доска 2 на 4 на самом деле не имеет размеров 2 на 4 дюйма.

    Это зависит от породы древесины и методов обработки.



    При этом в кубических дюймах (302, 327, 460 и т. д.) значения были не такими, как указано. В 1940-х, 1950-х и 1960-х годах объём двигателя Chevy 216 составлял 216,48 дюйма, 235 — 235,49 дюйма, а 261 — 260,9 дюйма. Это не имело отношения к налогообложению.



    Если бы производитель хотел изготовить готовый двигатель с точным рабочим объёмом, он мог бы начать с конечного значения и рассчитать все переменные проектирования и обработки, чтобы найти исходные значения. Но это не тот процесс, который нам нужен.

    Но на пути от чертежной доски до рабочей модели вносятся коррективы. Меняются днища поршней, отверстия под кольца, расположение клапанов, ход поршня за счет модификации кривошипа и поршневого штока и механической обработки, высота деки, типы прокладок и даже их толщина. Некоторые из этих факторов влияют на рабочий объем.

    Кроме того, на изменение размеров влияют факторы, связанные с расширением и сжатием деталей двигателя, а также припуск на масляную смазку.



    В итоге вы приближаетесь к нужному значению, но это не идеальный цилиндр с идеально ровными краями.



    Наконец, некоторые нечётные значения основаны на замене деталей или увеличении рабочего объёма. Если производитель может создать один блок, но сделать из него два двигателя разного объёма (один для экономии, другой для мощности), тем лучше. Возьмите двигатель «А», отрегулируйте ход поршня и сделайте двигатель «Б» (например, 350–383 Chevrolet), увеличьте ход поршня до максимума, и вы получите нечётное значение объёма двигателя. То же самое касается увеличения или уменьшения размера поршня.


  1. Округление в большую сторону — распространённая практика, которая считается хорошим маркетинговым ходом. Правительства могут устанавливать налоги на транспортные средства, как бы они ни назывались, в зависимости от округлённых значений: с шагом в 100 кубических сантиметров, от 850 кубических сантиметров и ниже, от 3 литров и выше и т. д. Если вы участвуете в гонках на своём автомобиле, то гоночные классы почти всегда определяются по объёму двигателя.



    Но это лучший ответ, потому что иррациональность числа пи (оно может состоять из любого количества цифр, которое вы захотите указать) и его некруглый вид затрудняют получение значения 3000 литров, 1600 литров или любого другого круглого объёма с точностью до 0,5 кубических сантиметров от целевого значения. (0,5 / 1500 = 1/3000 = 0,000333...) При округлении значений смещения поршней, диаметров поршней и/или ходов коленчатого вала до пятизначных чисел получаются некруглые значения. Если вы производите что-то в огромных количествах, то любой размер будет таким же хорошим, как и любой другой, хотя допуск в +/-0,0001 будет стоить реальных денег.



    По мере того как количество заказов сокращается с миллионов до тысяч, изготовление деталей размером (3,14159 X 25,4) мм с допуском +/-0,01 % становится всё более затратным. Обучить людей настройке станков и заказу материалов проще, если вы производите поршни диаметром 76,2 мм, а не 79,796 мм. В двигателях американского производства использовались поршни диаметром 3,000 или 4,000 дюйма с допуском +/- более 0,001 дюйма. Гораздо проще сделать двигатель объёмом 1149 куб. см и продать его как «1200». Разница составляет 0,5%. Ничего страшного. Если только вы не пытаетесь достичь точности 1200 +/ 0,5, где вам нужна точность 1/2400, 0,0417 %.


  1. Закон учитывает фактический объём двигателя, а не его маркетинговую стоимость. Если бы то, что вы говорите, было правдой, они могли бы установить на мотоцикл двигатель объёмом 750 куб. см, но продавать его как 125-кубовый. Или вы хотели сказать, что они производят двигатель объёмом 124 куб. см, но продают его как 125-кубовый?
  1. В Германии налог по-прежнему рассчитывается исходя из объёма двигателя, кратного 100 см³.
  1. Это немного отличается от других ответов, но в случае с мотоциклами часто действуют законы, ограничивающие использование (при наличии прав) в зависимости от мощности в кубических сантиметрах.



    Иногда в этих законах говорится, что объём двигателя не может превышать, например, 125 кубических сантиметров.



    Однако в других странах тот же закон может гласить, что объём двигателя должен быть меньше 125 куб. см



    Поэтому производители стремятся увеличить продажи, выпуская двигатели объёмом 124 куб. см и позиционируя их как мотоциклы с двигателем объёмом 125 куб. см


  1. До относительно недавнего времени дорожный налог (по крайней мере, в Великобритании и, вероятно, во многих других странах) рассчитывался исходя из объёма двигателя. Поскольку налог взимался в зависимости от объёма, двигатель объёмом чуть меньше 2 литров обходился дешевле, чем двигатель объёмом чуть больше 2 литров. Таким образом, номинальный объём двигателя существенно влиял на стоимость владения транспортным средством.



    Кроме того, объём двигателя — один из основных показателей, определяющих привлекательность автомобиля. Например, двигатель объёмом 2 л на бумаге звучит намного лучше, чем двигатель объёмом 1,5 л. Поэтому с точки зрения маркетинга имеет смысл устанавливать двигатели объёмом, близким к соответствующим налоговым категориям.



    Однако, когда вы разрабатываете базовую концепцию для конкретного двигателя, объём является одним из первых параметров, которые вы определяете, поэтому нужно оставить небольшой запас. Будет досадно, если вы потратите год на разработку блока, а затем небольшая доработка цилиндра или коленчатого вала приведёт к тому, что он попадёт в другую категорию без ощутимого прироста производительности.



    В конце концов, разница между 1998 и 2000 куб. см составляет всего 0,1 %, и вам действительно не захочется переделывать и переоборудовать свой завод по производству двигателей, чтобы уменьшить все на 0,1 %, если правительство будет придерживаться иного мнения о допустимых отклонениях, тем более что конструкция двигателя может служить десятилетиями.



    Кроме того, рабочий объём — это сумма объёмов множества различных деталей, даже таких одноразовых, как свечи зажигания и прокладки головки блока цилиндров, которые могут оказывать заметное влияние. Поэтому даже при довольно жёстких производственных допусках вы увидите заметные различия между номинально идентичными двигателями.


  1. Существуют региональные налоговые и тарифные вопросы, связанные с перемещением



    Производители намеренно будут поддерживать объём двигателя чуть ниже предельного значения, что может привести к увеличению местных/региональных налогов, а также импортных/экспортных пошлин в соответствии с торговыми соглашениями и т. д.



    Достаточно просто сделать двигатель объёмом ровно 3 литра. Математика точна, если вы этого хотите.



    Производители намеренно «приукрашивают» цифры и округляют их в рекламных/маркетинговых целях. 2 CC — это номинальное приукрашивание и едва заметное повышение производительности, которое, по моему мнению, не является искажением фактов.


  1. «Дорожный налог» в Великобритании был отменён в 1937 году, и с тех пор о нём мало что известно.
  1. Математика точна, но создание реальных объектов никогда не бывает точным. У всего есть допуски.
  1. Вот, собственно, и всё. Вам нужно выглядеть как можно более привлекательно, но при этом не превышать определённый уровень налогообложения. Для надёжности добавьте ещё немного (2–3 кубических сантиметра вместо 1).
  1. @TomTom — если вы хотите обсудить это подробнее, пожалуйста, давайте перенесём разговор в The Pitstop, наш чат, где мы сможем открыто обсудить проблему.
  1. Я думаю, что лучше рассматривать этот вопрос так: Почему двигатель объёмом 2996 см³ называют двигателем объёмом 3 л?



    Хотя в первую очередь мы обращаем внимание на объём двигателя, всё сводится к маркетингу. Как сказал @rpmerf, сложно получить чётное число. С инженерной точки зрения, зачем вообще об этом беспокоиться? Это не сильно повлияет на производительность, а разработка альтернативы (в большинстве случаев) обойдётся дороже. Так что всё сводится к маркетинговой точке зрения. Сказать, что объём двигателя составляет 3 литра, гораздо привлекательнее, чем сказать, что его объём составляет 2996 кубических сантиметров. В конечном счёте это поможет продавать автомобили.



    Это особенно заметно, если вспомнить, как Ford десятилетиями использовал обозначение 5,0 л для своего почтенного малоблочного двигателя Windsor объёмом 302 кубических дюйма. На самом деле его объём составлял всего 4942 кубических сантиметра, и если округлить в большую сторону, то он должен был называться «4,9», а не «5,0». С точки зрения производительности 5,0 намного привлекательнее, чем 4,9. Только с появлением нового двигателя Coyote объём «5,0» стал соответствовать действительности и составил 4951 куб. см (разумеется, с правильным округлением).


  1. К вашему сведению, есть только три конструктивных параметра, определяющих рабочий объём двигателя: диаметр цилиндра, ход поршня (или длина шатуна) и количество цилиндров. На окончательный выбор значений диаметра цилиндра и хода поршня для конкретного двигателя могут влиять самые разные факторы, но рабочий объём — это просто объём, который проходит через поршень при его движении от нижней мёртвой точки к верхней мёртвой точке (или наоборот), умноженный на количество цилиндров. Размер или форма камеры сгорания или форма верхней части поршня не влияют на рабочий объём, поскольку они фиксированы.
  1. Вот таблица размеров поршня Toyota, которую я, по-видимому, не смог вставить в прошлом году: grantpistonrings.com/_Catalog_PDFs/TOYOTA.pdf Записи содержат название транспортного средства, название двигателя, диаметр поршня, мм, объем двигателя, куб. см, модельный год для этого двигателя в этом транспортном средстве: Landcruiser F 90,00 3878 72-75; - Landcruiser 2UZFE 94,00 4663 98-08; - Landcruiser 3URFE 94,00 5663 08-15; - Landcruiser 2F 94,00 4230 74-87; - Landcruiser 3F 94,00 3995 85-89; - Я ценю энтузиазм TomTom, но очевидные факты таковы, что поршни имеют простые размеры, а смещение не имеет значения. нет.
  1. Привет, ТомТом! Посмотри размеры поршней, как стандартные, так и увеличенные, длину шатунов и ход поршня. Вот данные по Ford: performanceparts.ford.com/download/pdfs/EngineDimensions.pdf А вот данные по Toyota. Особенно интересна Toyota. Диаметр поршней в основном выражается целыми числами в миллиметрах, а объём двигателя — некрасивыми четырёхзначными числами. Например, поршни диаметром 75,00 мм встречаются на нескольких страницах в двигателях объёмом 1988, 1077, 1166, 2253, 1290 и 1298 см³.
  1. @TomTom — вы уходите в дебри и упускаете суть. Вы говорите о допусках, а я говорю о размерах. Это две разные вещи.
  1. «Производители не заморачиваются по этому поводу, да и с чего бы им?» — на самом деле они заморачиваются. Иначе вы получите нелепый износ и вибрацию на высоких оборотах.
  1. Да ладно вам, значок 4.951L на задней части Ford Mustang — это было бы слишком!
  1. Я не могу представить, зачем инженеру указывать диаметр цилиндра или ход поршня, скажем, 4,0017 дюйма, а не 4,00 дюйма, чтобы получить более округлённое значение рабочего объёма. Бессмысленное усложнение без ощутимой выгоды.
  1. @DarrenH Я не думаю, что это математическая точка зрения, как показывает комментарий Йорга.
  1. При всём уважении, Даррен, мы живём не в Средневековье, когда всё делалось вручную. Допуски в 1/100 мм не такие уж жёсткие — они позволили бы добиться очень точного объёма цилиндра. Достаточно жёсткие, чтобы округлить до нужного объёма, возможно, даже с запасом в 1–2 цифры. Ваш ответ предполагает, что детали настолько неплотно прилегают друг к другу, что вы бы услышали дребезжание двигателя.
  1. @TomTom — во-первых, дело не в допусках, которые должны быть меньше 1/100 мм, а в размерах. Производители не заморачиваются по этому поводу, да и зачем им это. Если вы подставите эти значения в удобный калькулятор, то обнаружите, что для получения ровно объёма 3000 см³ вам понадобится диаметр цилиндра 85,01 мм и ход поршня 88,092 мм. Во-вторых, вы совершенно не поняли мою мысль. Продвигаться по карьерной лестнице проще и дешевле, чем добиваться смещения по службе.
  1. «Как сказал @rpmerf, сложно получить чётное число». Скорее всего, это потому, что он (и вы) не справились с базовыми заданиями по математике в старших классах. Для любого, кто изучал математику в старших классах, не составит труда округлить числа так, чтобы попасть в заданный допуск с точностью до 1/1000 допуска. А учитывая, что производственные допуски намного лучше, чем 1/100 мм... ваш аргумент, похоже, предполагает средневековое производство «на глазок».
  1. Вы явно придерживаетесь математической точки зрения, а не механической. В реальном мире всё сложнее, чем вы описываете, а инженерные допуски и расчёты гораздо точнее, чем вы предполагаете.
  1. Это, конечно, неправильно. Конечно, допуски при производстве двигателей достаточно жёсткие, чтобы можно было сделать цилиндры немного шире/уже/длиннее/короче для достижения любого желаемого рабочего объёма, по крайней мере с точностью до кубического сантиметра.
  1. @JörgWMittag Если придираться, то 1 — это не чётное число... Это целое число, но оно не делится на два :)
  1. «При умножении на пи сложно получить чётное число». — Я могу сделать это очень легко: (1/π)*π = 1. Видите? На самом деле это не так уж сложно.
  1. Не совсем то, о чём вы спрашивали, но у Audi есть двигатель 2.7T, созданный на основе двигателя 2.8. Когда они внедрили турбонаддув, им пришлось утолщить стенки цилиндров, и это уменьшило рабочий объём (подробнее). Возможно, в цифрах, которые вы видели, есть исторические причины.
  1. Так вот откуда у производителей жёстких дисков взялась эта маркетинговая идея!
  1. @TrevorD до 1960-х годов американская/имперская система была гораздо более распространённой, чем метрическая (я сам с этим столкнулся, какая плохая идея). Но метрическая система использовалась не потому, что она была наиболее распространённой, а потому, что она была самой простой и была выбором научного сообщества.
  1. @Criggie Я бы сказал, что это во многом связано с тем, что 1) доля японского и европейского рынков сегодня намного больше, чем несколько десятилетий назад. И 2) автомобили стали глобальным продуктом на многих рынках, где не используются дюймы.
  1. Вы заметили, что никто не использует кубические дюймы для измерения рабочего объёма современных двигателей? 202-й — это по-прежнему 202-й, но его современная версия имеет объём 3300 куб. см.
  1. @Iain Я думаю, что с 1972 года в этом отношении произошла смена парадигмы. В автомобилях и мотоциклах. Очень редко встречается ситуация, когда объём двигателя больше заявленного.
  1. А как насчёт Kawasaki Z1, который продавался как 900-кубовый, но на самом деле имел объём 903 куб. см? Это очень расстраивало, ведь мотоциклы с объёмом двигателя менее 900 куб. см было гораздо дешевле страховать.
  1. Я не прошу относиться ко мне покровительственно. Я просто заметил это и спросил, есть ли на то причина.
Вы уже ответили на этот вопрос