Почему двигатели устанавливают так, чтобы крутящий момент шёл вбок?
Когда я вижу, как кто-то заводит машину, обычно одна сторона автомобиля немного опускается по отношению к другой. Я понимаю, что это происходит из-за крутящего момента двигателя. Почему двигатель не расположен так, чтобы крутящий момент передавался на колёса, которые обеспечивают тягу, ведь это, казалось бы, должно улучшить сцепление с дорогой?
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/44596/why-are-engines-mounted-so-that-torque-goes-sideways
Как и написал Полстер, крутящий момент обычно компенсируется, хотя я не уверен, что он всё правильно понял.
Когда двигатель вращается по часовой стрелке, он создаёт крутящий момент по часовой стрелке на валу и, как сказал Ньютон, сталкивается с крутящим моментом против часовой стрелки, который он создаёт на раме.
Интересно то, что вал создаёт точно такой же крутящий момент по часовой стрелке на корпусе следующей коробки передач, которая, в свою очередь, передаёт этот крутящий момент на раму, компенсируя крутящий момент корпуса двигателя. Тем не менее это может привести к небольшому искривлению рамы, но, поскольку суммарный крутящий момент отсутствует, это не приведёт к опрокидыванию автомобиля.
Конечно, коробка передач будет создавать второй крутящий момент, направленный в противоположную сторону от вращения выходного вала, но затем в дело вступает дифференциал, который снова работает как коробка передач. Наконец, крутящий момент передаётся на дорогу через колёса, и, поскольку автомобиль не привязан к дороге, именно в этот момент крутящий момент преобразуется в движение рамы.
Это не совсем верно. Если автомобиль ускоряется, то увеличивается и скорость вращения всех вращающихся частей, что, конечно же, «потребляет» часть крутящего момента. Это определённо создаёт крутящий момент на раме, который не компенсируется и может привести к опрокидыванию автомобиля. Но большая часть крутящего момента передаётся на колёса, и лишь малая его часть необходима для ускорения вращающихся частей.
Ситуация немного меняется, когда сцепление не выжато и двигатель может довольно быстро набрать обороты. В этом случае можно заметить, что автомобиль может раскачиваться.
Кроме того, в большинстве автомобилей с задним и полным приводом двигатель расположен сбоку, а в большинстве автомобилей с передним приводом — поперечно. В противном случае потребовалась бы ещё одна передача для изменения направления выходного вала на 90°, что привело бы к дополнительным потерям.
В автомобилях с передним приводом двигатель расположен над передней осью, а это значит, что любой крутящий момент, передаваемый двигателем на раму, не приведёт к увеличению или уменьшению «веса» на передних колёсах, а будет воздействовать только на задние. Допустим, крутящий момент составляет 200 Нм, а расстояние до задних колёс — 2 м. Тогда «вес» составит 10 кг, что практически ничего не значит (и не имеет значения, поскольку эти колёса не ведущие)
Немного не по теме:
Крутящий момент, прилагаемый к раме является проблемой для самолётов с винтовыми двигателями, поскольку они приводят воздух в движение, то есть создают крутящий момент в воздухе. Кроме того, двигатели могут составлять значительную часть веса всего самолёта. На многих двухмоторных самолётах один двигатель вращается по часовой стрелке, а другой — против часовой. Например, посмотрите на этот PA-42, где зеркальные пропеллеры указывают на разное направление вращения обоих двигателей.