Вопрос

Какие проблемы могут возникнуть, если не использовать сцепление?

Мне было интересно узнать, какие проблемы могут возникнуть, если не использовать сцепление при переключении передач. Одинаковы ли эти проблемы для автомобилей и мотоциклов?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/536/what-problems-may-occur-if-clutch-is-not-used

13 Комментариев

  1. В автомобиле с обычной механической коробкой передач это приведёт к быстрому износу синхронизаторов, если только вы не сможете каждый раз при переключении подбирать обороты двигателя под нужную передачу (это возможно, но непросто). Без сцепления невозможно плавно трогаться с места и останавливаться.



    Во многих мотоциклах используется последовательная коробка передач, которая позволяет переключать передачи вверх и вниз без использования сцепления (но переключать можно только на следующую передачу в каждом направлении). Для остановки и запуска двигателя по-прежнему необходимо использовать сцепление.


  1. Существуют синхронизаторы, которые синхронизируют скорость переключения передач при нажатии на рычаг. Синхронизаторы не предназначены для ускорения/замедления двигателя/всего автомобиля и быстро изнашиваются, если не использовать сцепление.



    ...если только вы не настоящий ниндзя с педалью газа и не переключаете передачи вручную.


  1. Если вы правильно подберете обороты, то сможете переключать передачи без каких-либо негативных последствий. Задача, конечно, состоит в том, чтобы подобрать обороты. Это довольно легко сделать при ускорении, но при замедлении вам нужно будет использовать педаль газа, чтобы увеличить обороты двигателя до нужного уровня. Поищите в Google «heel-and-toe» (это также помогает быстрее переключать передачи при использовании сцепления).



    Однако начать с нуля непросто. Если у вас не срабатывает сцепление, вам может помочь парковка на спуске:-)


  1. Чрезмерный износ шестерён и полный выход коробки передач из строя в скором времени весьма вероятны. Кроме того, при каждом переключении передач коленчатый вал и его подшипники будут подвергаться ударной нагрузке, что приведёт к (фатальному) повреждению двигателя.



    На велосипеде результат будет похожим (но точно не таким же). Если вы продолжите крутить педали во время переключения передач, цепь будет оставаться натянутой. Это на мгновение создаст чрезмерную боковую нагрузку на звездочки, что приведет к деформации зубьев и разрыву звеньев цепи.



    Если вам нужно немного проехать, когда у вас отказало сцепление, например на железнодорожном переезде, вы можете воспользоваться аварийным режимом движения. Вы оставляете машину на передаче и с помощью стартера проезжаете несколько метров. Припаркуйте машину в безопасном месте и вызовите эвакуатор.


  1. @bobcross — совершенно верно. Большинство людей не тренируются на боксёрской груше без синхронизатора, но они должны понимать разницу в ощущениях и шуме.
  1. Вероятно, вам стоит отметить, что при использовании синхронизатора на коробке передач вам может казаться, что вы хорошо подбираете скорость, хотя на самом деле за подбор скорости отвечают синхронизаторы.
  1. @Iszi @Alex верно, на горном велосипеде нет сцепления :-)
  1. +1 — обязательно используйте сцепление. Не рискуйте автомобилем, заставляя его делать то, для чего он не предназначен.
  1. Я почти уверен, что автор имел в виду «мотоцикл», когда говорил о «велосипедах». Кроме того, в последний раз, когда я ездил на велосипеде (признаюсь, это было давно) я почти уверен, что не смог переключить передачу без вращения педалей. Нужно продолжать крутить педали, чтобы цепь могла переместиться и перейти на новую передачу. По крайней мере, так устроено в обычном горном велосипеде.
  1. По моему опыту, сделать всё правильно настолько сложно, что это сказывается на работе передач. Если у вас получается делать это идеально каждый раз, снимаю перед вами шляпу, но я никогда не чувствовал, что продвигаюсь дальше определённого этапа. У меня получалось правильно примерно в 10 % случаев. Если вы тренируетесь на треке по 20 часов в неделю или около того, потому что на трековой машине нет синхронизаторов, то да, вы, вероятно, добьётесь успеха. И умение синхронизировать обороты перед включением сцепления при переключении на пониженную передачу — полезный навык.
  1. @Шон, на самом деле это не экономия сцепления за счёт чего-то другого. Если вы всё сделаете правильно, ничего не износится. Я научился этому для участия в гонках, так как в некоторых коробках передач нет синхронизаторов, поэтому вам в любом случае нужно правильно подбирать обороты. На дорогах я этим особо не пользуюсь, но техника «пятка-носок», которой я научился в те времена, позволяет мне очень плавно переключать передачи.
  1. В своей первой машине я пытался научиться переключать передачи без использования сцепления, просто подбирая обороты... В конце концов я сдался, потому что это было слишком рискованно, а у меня есть сцепление, которое избавляет меня от этой необходимости. Было бы неплохо научиться этому на случай, если сцепление выйдет из строя, но экономия на сцеплении в ущерб коробке передач и, в частности, синхронизаторам кажется мне плохим компромиссом. У одной из моих нынешних машин пробег 200 000 км на оригинальном сцеплении. Так на что же я надеюсь сэкономить?
  1. Обратите внимание, что на большинстве автомобилей нельзя использовать стартер для движения автомобиля, потому что на педали сцепления есть выключатель, который не позволяет стартеру включиться, пока педаль не нажата. Его легко обойти (обычно помогает отключение клеммы от выключателя и заклинивание её скрепкой), и это хорошая модификация, которую стоит сделать заранее на случай, если вам когда-нибудь понадобится завести машину с помощью стартера.
Вы уже ответили на этот вопрос