Вопрос

Стареет ли моторное масло и портится ли оно?

Действительно ли моторное масло портится, просто находясь в двигателе, который не используется? Мне кажется, что обычное моторное масло пролежало под землёй миллионы лет, прежде чем его добыли и очистили. Но у меня есть судовой двигатель Mercruiser 350 (малоблочный Chevy) 1995 года выпуска, который проработал менее 200 часов и в котором масло не меняли с 2004 года. Не наношу ли я этому двигателю ещё больший вред, не меняя масло прямо сейчас, перед тем как запустить его в эти выходные?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/47920/does-engine-oil-get-old-and-go-bad

0 Комментариев

  1. Короткий ответ .... НЕТ !!



    Это одна из тех спорных тем, на которые могут высказываться люди из самых разных слоёв общества, с разным опытом и знаниями о вуду.



    Я скажу [выкрикну] свою реплику и надену трусы Nomex:



    Масло портится по двум причинам:




    1. Длинные цепи рвутся из-за износа. Но спросите любого триболога, у которого есть хоть капля морали, и он скажет вам, что современного моторного масла хватает на МНОГО тысяч миль, возможно, на 10–20 тысяч. (Я понимаю, что вы говорите о часах, но мне лень переводить это в узлы.) И это старое доброе масло для динозавров. Современные синтетические составы обладают замечательными свойствами и могут служить в два раза дольше, чем органические. На самом деле, за исключением пункта № 2, правильный синтетический материал может прослужить 50 000 миль. (x 0,868976 узла)


    2. НО, НО, НО... Масло грязнеет. В «зоне» хранения масла скапливаются мелкие частицы сажи и продуктов сгорания, а также мелкие насекомые, мусор, грязь и вода. По-настоящему хороший масляный фильтр [например, Oberg] может отфильтровывать частицы размером до 5 микрон или меньше, но требует частой очистки. Поэтому такие фильтры используются только в гонках и в особых случаях.



      2A. И что с того? Часть этой грязи абразивная. От неё нет никакой пользы. Она циркулирует под давлением. А теперь представьте, что ваше очень дорогое синтетическое масло переносит крошечные абразивные частицы по всем критически важным точкам смазывания. Неважно, сколько стоит «загуститель» [громкое слово], вы создали смазочно-охлаждающую жидкость — какой бы дорогой она ни была. Размер этих маленьких режущих частиц ограничен только вашим масляным фильтром. Стандартный масляный фильтр обеспечивает баланс между долговечностью и размером частиц.




    Такой-то Такой-то?



    Масло грязнеет. (Я уже кричал об этом?) И МАСЛО ГРЯЗНЕТ С ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ СКОРОСТЬЮ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЛИ «ВОЛЧЬЯ ГОЛОВА» — МАСЛО, ПРОШЕДШЕЕ ЧЕРЕЗ ВОЛШЕБНЫЙ ХЛЕБ, ИЛИ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ МАСЛО, ПОЛУЧЕННОЕ ИЗ ЖЕЛЁЗ СИБИРСКИХ МУРАВЬЕВ И СТОЯЩЕЕ 5000 ДОЛЛАРОВ ЗА УНЦИЮ.



    (уф. ладно, я перевел дух)



    Итак... чтобы «ответить на ваш вопрос» [кашель] Единственное, что НЕ приводит к загрязнению масла, — это его неиспользования. Если только вы не припарковались в пустыне во время муссона или чего-то подобного. Такого просто не бывает. Такого просто не может быть.



    Я знаю, что такие заявления вызовут негативную реакцию. Но если вкратце, то масло не «портится», и его неиспользованием длинные молекулы не разрушаются.



    Да, влага, которая накапливается из-за побочных продуктов сгорания, должна время от времени испаряться, но масло не гигроскопично, и длительное хранение не приведёт к негативным последствиям. Единственная проблема — это «выработка», то есть длительное хранение, при котором масло вытекает из критических точек износа... из-за чего первый «холодный запуск» в сезоне может оказаться губительным. Однако, опять же, это НЕ зависит от масла, его типа или частоты замены.



    [Может, перестанешь кричать и объяснишь, в чем дело?]



    Суть в том, что вам будет гораздо полезнее запускать лодочный мотор на минуту или две в сухом доке каждый месяц. Даже без охлаждения, если в двигатель попадает морская вода. Это позволит «повторно смазать» важные поверхности маслом и предотвратить ужасные повреждения, возникающие при «холодном запуске». Если вы не можете этого сделать, я бы посоветовал восстановить давление масла, вынув все свечи зажигания и прокручивая двигатель до тех пор, пока не появится давление масла. Или залейте немного масла в цилиндры перед запуском. Но в любом случае дело не в возрасте масла, а в его недостатке в критических местах.



    Маркетинговая идея о том, что «масло портится! Его нужно менять каждые шесть месяцев!» — это немного надуманно, и я не могу не высказаться по этому поводу. Масло не покрывается плесенью, не портится и не теряет своих смазывающих свойств из-за того, что его не используют. Как вы и сказали, это очень стабильные молекулы, которые могут существовать тысячелетиями (именно поэтому не стоит выливать отработанное масло на сорняки).



    Но с 2004 года? Я заливал в него свежее масло просто для проверки и проворачивал двигатель без свечей зажигания, впрыскивая немного масла в каждый цилиндр. Опять же, дело не в возрасте масла, а в том, что за 13 лет все важные детали «высохли».



    Поправка: [позже я понял, что вы имели в виду, что масло не меняли с 2004 года, а не то, что вы с тех пор не управляли лодкой. Тем лучше.]



    YMMV. Удачи вам...


  1. @lofihelsinki Я же сказал «производное». Современные синтетические материалы часто создаются на основе «животных» материалов (нефти, природного газа, угля) и подвергаются обработке (по методу Фишера — Тропша), поэтому цепочки становятся намного длиннее. Хотя я не знаю ни об одном текущем источнике суперсинтетических материалов, полученных на основе Myrmica rubra, я почти уверен, что они очень дорогие...
  1. Поскольку синтетическое означает «синтетическое», оно не может быть получено из сибирских муравьёв. Я думаю, это было бы названо моторным маслом животного происхождения. Есть ли такое на рынке? Я слышал, что жирное масло полезно?
  1. Тем не менее загрязнение влагой из продуктов сгорания — это совсем другое дело. Из-за размера частиц и интенсивного механического перемешивания образуется «маргарин», который не является хорошей смазкой, снижает прочность плёнки и эффективность присадок, а также может привести к окислению металлических деталей и поверхностей подшипников.
  1. @CriticalThinker загрязнение воды конденсатом (при неиспользовании) приведет к тому, что дно поддона опустится. Масло не гигроскопично на уровне спирта или гликолевой тормозной жидкости. Возьмите одинаковое количество моторного масла и самогона, подвергшихся одинаковому воздействию влаги, и проверьте уровень загрязнения водой. Часть этой конденсированной воды может эмульгироваться с помощью использования, но в то же время при достаточном нагреве она выпарится. Вы когда-нибудь нагревали маргарин? Я полностью согласен с тем, что речь идет о коротких циклах вождения, но не о длительном хранении. Эффекты различаются по степени выраженности. Масло и вода практически не смешиваются.
  1. <b>SteveRacer говорит</b> «...но масло не гигроскопично, и длительное хранение не приведёт к ухудшению его свойств». Стив ошибается. Масла абсолютно гигроскопичны... а масла с присадками — тем более. Зависит от типа, состава и т. д. Короткие циклы «запуск-остановка» и/или длительное бездействие приводят к загрязнению смазочных материалов и изменению их состава, что, в свою очередь, прямо или косвенно влияет на компоненты двигателя.
  1. @SteveRacer Сейчас пробег составляет 700 миль, а машине 16 месяцев. (Я запускаю её каждые 2–3 недели, чтобы проехать 10–30 миль туда и обратно). Вы рекомендуете заменить масло и фильтр сейчас или подождать до пробега в 3000–4000 миль (возможно, ещё 2–3 года)?
  1. В него можно залить масло Wolfshead из Wallmart или любое другое дешёвое масло из магазина. Меняйте масло каждые 3000–4000 миль, СКОЛЬКО БЫ ЭТО НИ ЗАНИМАЛО. (извините за крик) [Это что-то вроде моего хобби]
  1. У меня нет знаний в этой области или собственного мнения по этому вопросу, поэтому вот несколько разных точек зрения: mechanics.stackexchange.com/questions/19297/… и mechanics.stackexchange.com/questions/13247/…
  1. Я понятия не имею, правы ли вы (надеюсь, что да), но в любом случае я должен воспользоваться моментом и похвалить вас за отличную тираду! :)
  1. Я спокоен. Нет, я не думаю, что моющие средства и тому подобное, цинк, молибден, противоизносные присадки и т. д. повлияют на общий срок годности. Ничто из этого не является летучими органическими соединениями. Если оно не используется, значит, оно не используется. Я хотел сказать, что независимо от состава присадок масло, которое используется, загрязняется с одинаковой скоростью.
  1. А что насчёт присадок к маслу? Того, что нефтяные компании добавляют в своё масло. У них тоже «тысячелетний» срок годности?
  1. @SteveRacer теория заключается в том, что нагрузка на двигатель обычной (глиссирующей) лодки на заданной скорости намного выше, чем на двигатель автомобиля на той же скорости, поэтому движение лодки со скоростью 30 узлов сопоставимо с движением автомобиля со скоростью 100 узлов. Очевидно, что это грубое обобщение, но оно даёт представление о ситуации.
  1. @RockPaperLizard Я рад, что ты не споришь с моим очень категоричным мнением. НО... Я скажу вот что: замени масло. Просто чтобы избавиться от грязи. Я думаю, это хороший план. Просто используй масло с допуском SFI подходящей для твоего автомобиля вязкости. Тебе не нужна магия сибирских муравьиных желёз; просто поддерживай чистоту. Это может показаться противоречащим тому, что я проповедую, но на самом деле это достаточно дёшево... особенно если вы не пользуетесь чудодейственными синтетическими маслами. Я гораздо больше беспокоюсь о вашем «фильтре», чем о масле. Не покупайте Allied Signal/Fram, возьмите хороший Wix или Mann.
  1. @SteveRacer Спасибо за ваши содержательные комментарии. Мне кажется, в том, что вы говорите, есть смысл... но убедить человека с моими ограниченными знаниями в этой области не так уж сложно. :) У меня есть автомобиль, на котором я проезжаю около 1600 км в год и запускаю его каждые 2–3 недели. Я подумывал о замене масла, но, насколько я понимаю ваши утверждения, в этом нет необходимости. Исходя из того, что вы говорите, я думаю, что можно подождать ещё год... Я очень надеюсь, что ты прав! :)
  1. Подумайте вот о чём: стали бы вы выбрасывать канистру синтетического масла только потому, что оно год простояло у вас в гараже? Что плохого случится, если я залью его в картер, но не запущу двигатель? Если температура двигателя будет меняться из-за погодных условий, я могу предположить, что образуется конденсат, но именно поэтому я предлагаю время от времени запускать двигатель. Вам не нужно менять масло только потому, что оно (или присадки) просто старые. Старые и БЫВШИЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ, да. Просто сидеть и ничего не делать — нет. Единственные жёсткие и быстрые предложения «дважды в год» поступают от нефтяных компаний и производителей оригинального оборудования. Поди разберись!
  1. @RockPaperLizard Если вы внимательно прочитаете эти ответы, то заметите, что в них есть путаница между «маслом» и «маслом с присадками». Да, присадки расходуются — другими словами, они используются. Это не значит, что они просто так гниют. Окисление и нейтрализация продуктов сгорания важны, но это химические реакции, которые происходят при нагреве двигателя во время работы. Я не видел ни одного убедительного доказательства того, что масло или какой-либо другой компонент присадки разрушается даже при неиспользовании.
  1. По сути, вы говорите о сроке годности моторного масла (неиспользованного и чистого), и вы буквально сказали: «Масло не покрывается плесенью, не портится и не теряет смазывающих свойств из-за неиспользования... это очень стабильные молекулы, которые могут существовать тысячелетиями», а теперь вы говорите: «просто замените его»? Оно чистое. Успокойтесь и немного подумайте над тем, что вы пишете. Если вы не знаете срок годности присадок к маслу (а значит, не знаете и реальный срок годности масла), просто так и скажите.
  1. «Каждые x месяцев» — это, конечно, хорошо, но 13 лет? Если не брать в расчёт возраст, то я считаю, что 100 миль на морском двигателе — это 1 час, так что у вас, возможно, 10 000 «миль» на масле. Запустите его в эти выходные и замените масло в воскресенье днём.
  1. Да, в этом году я уже трижды брал лодку на воду и хочу сделать это снова в эти выходные. Я тщательно слежу за техническим обслуживанием, но дорога до места хранения занимает около часа в одну сторону, и я действительно хочу слить масло, пока двигатель ещё горячий. Спасибо за статью, я всегда скептически относился к совету «меняйте масло каждые X месяцев», но подумал, что, возможно, я что-то упускаю.
  1. Ба, @Xen2050 ... Я уверен, что ни одна присадка к маслу не является «плохой» ... Но я также уверен, что гораздо дешевле просто заменить масло. Зачем прибегать к вуду, если можно просто заменить жидкость и на этом закончить? «Вуду» ... [кашель] У меня за плечами долгая история криков с кафедры, которые можно свести к следующему: меняйте масло. Уберите грязь. Некоторые масла лучше других. НО ВСЕ ОНИ ЗАГРЯЗНЯЮТСЯ С ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ СКОРОСТЬЮ... (извините за крик. В некотором роде...)
  1. @agentp Согласен. Я большой сторонник замены масла, возможно, даже слишком частой (но зимой в Нью-Йорке я отапливаю свой магазин отработанным маслом, так что не всё потеряно.) Больше всего меня раздражает какой-то византийский «свод правил», написанный бухгалтерами и маркетологами, которые настаивают на замене масла каждые шесть месяцев, подразумевая, что масло «портится». Или даже наоборот: на вашем воздухоочистителе стоит крошечный пикси в виде эмблемы NASCAR, который говорит: ЭТОТ фильтр может прослужить целый год ... и при этом стоит в четыре раза дороже!
  1. Я знал, что предыдущий владелец и сама лодка тщательно следили за техническим обслуживанием перед тем, как поставить её на прикол. Масло, скорее всего, использовалось всего 5–10 часов. Но я считаю, что нагрузка на лодочный двигатель аналогична нагрузке на автомобиль, который всю жизнь едет в гору со скоростью 60–70 миль в час на 3000 оборотах в минуту. Скорее всего, я буду менять масло раз в сезон, и оно, вероятно, будет использоваться менее 50 часов в сезон.
  1. Я отчасти согласен (но ваше преобразование подразумевает среднюю скорость 87 узлов в час за эти 100 часов... это очень быстрая лодка!) Однако вы правы, и, возможно, разумный интервал замены составляет 50 часов. Мой пост был пространной попыткой ответить на вопрос автора. И я полностью согласен: если за 100 часов масло загрязнилось, значит, оно находилось там слишком долго. Я лишь утверждаю, что если вы установите, скажем, 50-часовой интервал смены, то не будет иметь значения, сколько времени потребуется — 5 дней или 5 лет, — чтобы накопить эти часы.
Вы уже ответили на этот вопрос