Вопрос
Стареет ли моторное масло и портится ли оно?
Действительно ли моторное масло портится, просто находясь в двигателе, который не используется? Мне кажется, что обычное моторное масло пролежало под землёй миллионы лет, прежде чем его добыли и очистили. Но у меня есть судовой двигатель Mercruiser 350 (малоблочный Chevy) 1995 года выпуска, который проработал менее 200 часов и в котором масло не меняли с 2004 года. Не наношу ли я этому двигателю ещё больший вред, не меняя масло прямо сейчас, перед тем как запустить его в эти выходные?
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/47920/does-engine-oil-get-old-and-go-bad
1
Короткий ответ .... НЕТ !!
Это одна из тех спорных тем, на которые могут высказываться люди из самых разных слоёв общества, с разным опытом и знаниями о вуду.
Я скажу [выкрикну] свою реплику и надену трусы Nomex:
Масло портится по двум причинам:
Длинные цепи рвутся из-за износа. Но спросите любого триболога, у которого есть хоть капля морали, и он скажет вам, что современного моторного масла хватает на МНОГО тысяч миль, возможно, на 10–20 тысяч. (Я понимаю, что вы говорите о часах, но мне лень переводить это в узлы.) И это старое доброе масло для динозавров. Современные синтетические составы обладают замечательными свойствами и могут служить в два раза дольше, чем органические. На самом деле, за исключением пункта № 2, правильный синтетический материал может прослужить 50 000 миль. (x 0,868976 узла)
НО, НО, НО... Масло грязнеет. В «зоне» хранения масла скапливаются мелкие частицы сажи и продуктов сгорания, а также мелкие насекомые, мусор, грязь и вода. По-настоящему хороший масляный фильтр [например, Oberg] может отфильтровывать частицы размером до 5 микрон или меньше, но требует частой очистки. Поэтому такие фильтры используются только в гонках и в особых случаях.
2A. И что с того? Часть этой грязи абразивная. От неё нет никакой пользы. Она циркулирует под давлением. А теперь представьте, что ваше очень дорогое синтетическое масло переносит крошечные абразивные частицы по всем критически важным точкам смазывания. Неважно, сколько стоит «загуститель» [громкое слово], вы создали смазочно-охлаждающую жидкость — какой бы дорогой она ни была. Размер этих маленьких режущих частиц ограничен только вашим масляным фильтром. Стандартный масляный фильтр обеспечивает баланс между долговечностью и размером частиц.
Такой-то Такой-то?
Масло грязнеет. (Я уже кричал об этом?) И МАСЛО ГРЯЗНЕТ С ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ СКОРОСТЬЮ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЛИ «ВОЛЧЬЯ ГОЛОВА» — МАСЛО, ПРОШЕДШЕЕ ЧЕРЕЗ ВОЛШЕБНЫЙ ХЛЕБ, ИЛИ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ МАСЛО, ПОЛУЧЕННОЕ ИЗ ЖЕЛЁЗ СИБИРСКИХ МУРАВЬЕВ И СТОЯЩЕЕ 5000 ДОЛЛАРОВ ЗА УНЦИЮ.
(уф. ладно, я перевел дух)
Итак... чтобы «ответить на ваш вопрос» [кашель] Единственное, что НЕ приводит к загрязнению масла, — это его неиспользования. Если только вы не припарковались в пустыне во время муссона или чего-то подобного. Такого просто не бывает. Такого просто не может быть.
Я знаю, что такие заявления вызовут негативную реакцию. Но если вкратце, то масло не «портится», и его неиспользованием длинные молекулы не разрушаются.
Да, влага, которая накапливается из-за побочных продуктов сгорания, должна время от времени испаряться, но масло не гигроскопично, и длительное хранение не приведёт к негативным последствиям. Единственная проблема — это «выработка», то есть длительное хранение, при котором масло вытекает из критических точек износа... из-за чего первый «холодный запуск» в сезоне может оказаться губительным. Однако, опять же, это НЕ зависит от масла, его типа или частоты замены.
[Может, перестанешь кричать и объяснишь, в чем дело?]
Суть в том, что вам будет гораздо полезнее запускать лодочный мотор на минуту или две в сухом доке каждый месяц. Даже без охлаждения, если в двигатель попадает морская вода. Это позволит «повторно смазать» важные поверхности маслом и предотвратить ужасные повреждения, возникающие при «холодном запуске». Если вы не можете этого сделать, я бы посоветовал восстановить давление масла, вынув все свечи зажигания и прокручивая двигатель до тех пор, пока не появится давление масла. Или залейте немного масла в цилиндры перед запуском. Но в любом случае дело не в возрасте масла, а в его недостатке в критических местах.
Маркетинговая идея о том, что «масло портится! Его нужно менять каждые шесть месяцев!» — это немного надуманно, и я не могу не высказаться по этому поводу. Масло не покрывается плесенью, не портится и не теряет своих смазывающих свойств из-за того, что его не используют. Как вы и сказали, это очень стабильные молекулы, которые могут существовать тысячелетиями (именно поэтому не стоит выливать отработанное масло на сорняки).
Но с 2004 года? Я заливал в него свежее масло просто для проверки и проворачивал двигатель без свечей зажигания, впрыскивая немного масла в каждый цилиндр. Опять же, дело не в возрасте масла, а в том, что за 13 лет все важные детали «высохли».
Поправка: [позже я понял, что вы имели в виду, что масло не меняли с 2004 года, а не то, что вы с тех пор не управляли лодкой. Тем лучше.]
YMMV. Удачи вам...