Вопрос

Опасность удара током от автомобильного аккумулятора

Я знаю, что если вы прикоснётесь к обоим контактам автомобильного аккумулятора, то с вами ничего не случится, но что будет, если кто-то случайно заведёт машину, пока вы это делаете? Не пройдёт ли через вас большая часть из примерно 400 ампер, необходимых для запуска двигателя?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/49245/risk-of-shock-from-car-battery

10 Комментариев

  1. В других ответах не было чёткого объяснения, почему это вас не шокирует.



    Автомобильный аккумулятор — это устройство, которое поддерживает напряжение на своих клеммах примерно на одном уровне — около 13 вольт. Оно обеспечивает необходимый для этого ток. Внутреннее сопротивление чрезвычайно низкое, то есть аккумулятор может выдавать ток в несколько сотен ампер. Иными словами, это почти идеальный источник постоянного напряжения.



    50 миллиампер — это меньше одной тысячной силы тока, которую может обеспечить автомобильный аккумулятор. Почему же тогда автомобильный аккумулятор не способен пропустить такой ток через человека? Ответ кроется в напряжении и сопротивлении. Согласно закону Ома, сила тока равна напряжению, делённому на сопротивление. У человека очень высокое сопротивление, а значит, для смертельного тока требуется напряжение более 50 вольт. Напряжение автомобильного аккумулятора составляет всего 13 вольт.



    Стартер, с другой стороны, имеет гораздо меньшее сопротивление. Это означает, что автомобильный аккумулятор может подавать на стартер сотни ампер.



    Однако в автомобильном аккумуляторе достаточно энергии и мощности, чтобы убить. Просто подключите к аккумулятору преобразователь постоянного тока с достаточно высоким выходным напряжением, и выходное напряжение убьёт вас. На самом деле в системе зажигания автомобиля уже может быть похожий компонент, который преобразует 13 вольт аккумулятора в тысячи вольт для системы зажигания.



    Итак, хотя некоторые люди говорят, что убивает не напряжение, а сила тока, это не совсем верно, поскольку для прохождения сильного тока через человеческое тело требуется высокое напряжение. Поэтому я бы сказал, что убивает напряжение, а сила тока — это просто результат воздействия напряжения.



    В других ответах правильно отмечены проблемы, связанные с коротким замыканием металла между клеммами, поэтому я не буду повторяться и рассказывать об опасности таких действий.


  1. Проблема не в шоке



    Напряжение в 12 вольт не считается опасным для неповреждённой кожи. Опасное постоянное напряжение начинается примерно с 50 В (при условии контакта с сухой неповреждённой кожей).



    Короткие замыкания опасны



    Если произойдёт короткое замыкание, это приведёт к нагреву и появлению искр, которые могут стать причиной пожара. Часто недооцениваемую опасность представляют украшения на теле (лучший пример — обручальное кольцо), которые могут замкнуть аккумулятор. Автомобильного аккумулятора более чем достаточно, чтобы нагреть обручальное кольцо докрасна, что может привести к потере пальца.


  1. @agentp Статическое электричество бьёт вас током в тысячи вольт и несколько ампер. Это не слабый ток, просто он длится очень недолго.
  1. Конечно, для того чтобы быть опасным, необходимо сочетание напряжения и силы тока. При обычном статическом ударе током на вас воздействуют тысячи вольт, но сила тока невелика.
  1. Электричество устроено совсем не так. «Земля» не означает буквально землю. Это просто произвольная точка в цепи, относительно которой мы решили измерять другие напряжения. (Земля — это буквально земля для линий электропередачи в ваших стенах, но это потому, что электростанции заземлены на землю. Это не относится к цепям, изолированным от земли.)
  1. Земля должна быть заземлена, чтобы вы могли заземлиться. Скорее всего, земля, на которой вы стоите, не заземлена. Вы будете заземлены за ложь.
  1. см. electronics.stackexchange.com/questions/36968/… там про 6 В, но есть и про 12 В.
  1. При запуске двигателя это не причинит вам вреда. На самом деле это даже немного безопаснее, так как между минусовым и плюсовым полюсами аккумулятора будет проходить электрический ток, который не будет проходить через вас. После запуска двигателя напряжение увеличится с 12–13 В до 13–14 В, что всё равно недостаточно для того, чтобы причинить вам вред.



    Реальную опасность для автомобильных аккумуляторов представляют выделяющийся в них взрывоопасный газ и кислота.


  1. Электрический ток всегда идёт по пути наименьшего сопротивления. Весь электрический ток стремится уйти в землю. Автомобиль, стоящий на резиновых шинах, довольно хорошо изолирован от земли. С другой стороны, вы, в зависимости от того, какая на вас обувь и на каком грунте/полу вы стоите, соприкасаетесь с землёй.



    Прикосновение к любой из клемм само по себе безопасно, если на автомобиле нет металлических деталей. Прикосновение к положительной клемме и металлической детали на автомобиле создаёт путь для прохождения электрического тока. Чаще всего это происходит, когда вы работаете с гаечным ключом рядом с аккумулятором и ваш гаечный ключ или трещотка касаются положительной клеммы. То, к чему вы прикладываете гаечный ключ, металлическое, и вот оно — большая искра, громкий хлопок, ваш гаечный ключ или трещотка отлетают в сторону и сильно нагреваются.


  1. «Электричество всегда идёт по пути наименьшего сопротивления». Это ошибочное и опасное мнение, поскольку оно заставляет некоторых людей думать, что электричество идёт ТОЛЬКО по пути наименьшего сопротивления и не может идти по нескольким путям. «Всё электричество стремится уйти в землю». Как уже было сказано, это тоже неправда. В автомобиле электричество стремится замкнуть цепь между положительной и отрицательной клеммами. Кузов автомобиля подключён к отрицательной клемме, и это называется «землёй», но это не имеет ничего общего с землёй, на которой вы стоите.
Вы уже ответили на этот вопрос