Нужен ли динамометрический ключ для замены всесезонных/зимних шин на дисках?
Раньше я думал, что для того, чтобы затянуть гайки, крепящие шину/диск, и убедиться, что они затянуты достаточно сильно и болты не сорваны, нужно использовать динамометрический ключ. Но в этом видео https://www.youtube.com/watch?v=iJAI-cy2fZc о динамометрическом ключе даже не упоминается. Я бы хотел сам поменять шины на своей машине, если это безопасно делать с помощью только того оборудования, которое идёт в комплекте с автомобилем.
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/50331/is-a-torque-wrench-required-for-swapping-all-season-winter-tires-with-rims
В других ответах не было учтено, что гаечный ключ, который идёт в комплекте с автомобилем, на самом деле и есть динамометрический ключ!
Длина ключа тщательно подобрана таким образом, чтобы большинство людей со средней физической силой могли самостоятельно затянуть гайки крепления колёс с помощью прилагаемого ключа примерно с нужным усилием.
Да, это очень неточный динамометрический ключ, но всё же это динамометрический ключ. Причина, по которой этого достаточно, заключается в том, что момент затяжки колёсных гаек имеет огромный запас прочности. Момент затяжки на 30 % ниже? Нет проблем! Момент затяжки на 50 % выше? Тоже не проблема! В одной из моих машин я случайно посмотрел не на ту шкалу на динамометрическом ключе и затянул болт с усилием 120 футо-фунтов (я неправильно запомнил, что момент затяжки должен быть 120 Нм), в то время как правильный момент затяжки составлял 110 Нм. Момент затяжки 120 футо-фунтов составлял 163 Нм, что на 48 % больше. Повреждений не было.
Редактировать: ещё одним фактором, влияющим на правильный крутящий момент, является то, что у большинства людей есть мышечная память. Они склонны помнить, с каким усилием им пришлось откручивать гайки, и поэтому примерно представляют, с каким усилием нужно затягивать их снова.