Вопрос

Нужен ли динамометрический ключ для замены всесезонных/зимних шин на дисках?

Раньше я думал, что для того, чтобы затянуть гайки, крепящие шину/диск, и убедиться, что они затянуты достаточно сильно и болты не сорваны, нужно использовать динамометрический ключ. Но в этом видео https://www.youtube.com/watch?v=iJAI-cy2fZc о динамометрическом ключе даже не упоминается. Я бы хотел сам поменять шины на своей машине, если это безопасно делать с помощью только того оборудования, которое идёт в комплекте с автомобилем.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/50331/is-a-torque-wrench-required-for-swapping-all-season-winter-tires-with-rims

18 Комментариев

  1. В других ответах не было учтено, что гаечный ключ, который идёт в комплекте с автомобилем, на самом деле и есть динамометрический ключ!



    Длина ключа тщательно подобрана таким образом, чтобы большинство людей со средней физической силой могли самостоятельно затянуть гайки крепления колёс с помощью прилагаемого ключа примерно с нужным усилием.



    Да, это очень неточный динамометрический ключ, но всё же это динамометрический ключ. Причина, по которой этого достаточно, заключается в том, что момент затяжки колёсных гаек имеет огромный запас прочности. Момент затяжки на 30 % ниже? Нет проблем! Момент затяжки на 50 % выше? Тоже не проблема! В одной из моих машин я случайно посмотрел не на ту шкалу на динамометрическом ключе и затянул болт с усилием 120 футо-фунтов (я неправильно запомнил, что момент затяжки должен быть 120 Нм), в то время как правильный момент затяжки составлял 110 Нм. Момент затяжки 120 футо-фунтов составлял 163 Нм, что на 48 % больше. Повреждений не было.



    Редактировать: ещё одним фактором, влияющим на правильный крутящий момент, является то, что у большинства людей есть мышечная память. Они склонны помнить, с каким усилием им пришлось откручивать гайки, и поэтому примерно представляют, с каким усилием нужно затягивать их снова.


  1. Динамометрический ключ не является обязательным инструментом. В обычных случаях для замены шины достаточно запасного домкрата и монтировки, которые есть в багажнике каждого автомобиля.



    Если бы это было так, автопроизводителям пришлось бы включать в комплектацию автомобилей динамометрические ключи на случай прокола шины.


  1. Динамометрический ключ не является обязательным инструментом, но он может пригодиться. Вам нужно убедиться, что колесо равномерно закреплено на ступице. Это предотвратит деформацию колеса и возникновение других проблем. Для дальнейшей работы вам понадобится баллонный ключ, который входит в комплектацию автомобиля.



    Как правило, я затягиваю стальные диски с усилием 80 футо-фунтов (50 футо-фунтов при первом проходе, 80 футо-фунтов при втором проходе с двойной проверкой), а легкосплавные диски — с усилием 100 футо-фунтов (70 футо-фунтов при первом проходе, 100 футо-фунтов при втором проходе с двойной проверкой).



    В Штатах (не знаю, откуда вы) можно недорого купить приличный динамометрический ключ в таких магазинах, как Harbor Freight. Я видел, что их трещоточные ключи с храповым механизмом и щелчками на 1/2 дюйма продаются со скидкой за 11 долларов. Они стоят того, чтобы немного потратиться.


  1. Средняя сила — понятие очень субъективное. Ключ, который идёт в комплекте с автомобилем, предназначен для экстренных случаев.
  1. Динамометрический ключ с погрешностью +/-50 %? Звучит как отличный вариант. Не понимаю, как можно считать баллонный ключ динамометрическим, если вся суть динамометрического ключа в некоторой подобии точности. Каждому своё, я полагаю.
  1. В 80-е годы я был склонен согласиться с этим. Сейчас их едва ли можно использовать в экстренной ситуации, и зачастую их сложно достать из машины.
  1. Использование динамометрического ключа с правильным крутящим моментом также позволяет избежать деформации роторов. Если вы вообще занимаетесь механикой, то приличный динамометрический ключ на 1/2 дюйма будет стоить меньше 100 долларов (хотя я не уверен, что можно доверять ключам Harbour Freight).
  1. @agentp — для недорогого динамометрического ключа модель HF вполне хороша. Не забывайте после использования возвращать селектор в нулевое положение, чтобы не изнашивать пружину.
  1. 4% — это здорово, но я боюсь, что на какой-нибудь хлам будет скидка 50%. (хотя статья хорошая!)
  1. @agentp — прочтите подпись под этой фотографией из журнала Hot Rod Magazine в отношении динамометрического ключа с приводом 1/2 дюйма от Harbor Freight (выпущен в 2013 году). Компания HF заявляет, что погрешность динамометрического ключа составляет +/-4%, и тестирование HRM подтверждает это. Да, с помощью Snap On вы добьётесь более точного результата, но какой ценой?
  1. Если вы хотите сэкономить и вам нужен ключ только для периодического использования, купите торцевой ключ. Приличный ключ стоит 25–30 долларов. Не думаю, что я бы доверился такому дешёвому ключу.
  1. Ключи с храповым механизмом/щелчком в идеале следует периодически калибровать. Угадайте, как это делается? Для этого используется калибровочный стандарт балочного типа. Поэтому я бы выбрал динамометрический ключ балочного типа, потому что он не требует калибровки. Кроме того, они обычно дешевле. Они не так удобны в труднодоступных местах, но для замены колёс подходят.
  1. Если вы хотите узнать, с каким усилием нужно затягивать колёсные гайки, обратитесь к руководству по эксплуатации. Усилие затяжки колёсных гаек — это один из параметров затяжки, который обычно указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля.
  1. Спасибо за ответ. Я не знал, что они такие дешёвые, наверное, куплю один.
  1. @Алан, вы наткнулись на один из наших стандартных ответов: всегда делайте то, что написано в инструкции по эксплуатации!
  1. Я не знаю, из чего они сделаны — из стали или сплава. В итоге я купил дешёвый динамометрический ключ, а в инструкции по эксплуатации указан диапазон крутящего момента для затяжки.
  1. У вас стальные диски и стальные гайки? Или легкосплавные диски и/или легкосплавные гайки?
  1. Добро пожаловать в компанию по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей!
Вы уже ответили на этот вопрос