Может ли работа двигателя с неправильным соотношением воздуха и топлива привести к почернению моторного масла?
Кажется, я читал, что, например, неисправные датчики кислорода могут привести к неправильному соотношению воздуха и топлива, что, в свою очередь, может стать одной из причин почернения моторного масла. Так ли это?
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/55824/can-running-with-incorrect-air-fuel-ratio-cause-engine-oil-to-go-black
Да, неправильное соотношение воздуха и топлива может привести к тому, что моторное масло станет чёрным. В частности, при избытке топлива дымные, несгоревшие выхлопные газы проходят через поршневые кольца и попадают в моторное масло.
Однако если ваши кислородные датчики действительно неисправны, на приборной панели загорится индикатор Check Engine. Кроме того, кислородные датчики часто загрязняются, что приводит к временному обогащению топливной смеси и почернению масла, но их можно очистить, если проехать на автомобиле с полностью открытой дроссельной заслонкой на пониженной передаче при частоте вращения около 3200 об/мин.
В моих автомобилях масло чернеет раньше времени из-за коротких поездок на низкой скорости, которые не позволяют двигателю прогреться до полной температуры. В таких условиях двигатель работает на обогащённой смеси из-за обычных требований к прогреву («подгазовке») двигателя внутреннего сгорания, что приводит к попаданию большего количества несгоревшей сажи в картер.
Если масло заметно почернело из-за нагара, его нужно менять чаще. Моторное масло может удерживать некоторое количество твёрдых частиц (как предлагает Sherman418), но есть определённый предел, и у меня возникали проблемы из-за того, что нагар превращался в осадок, который приводил к заклиниванию клапанного механизма и поршневых колец. Я меняю масло каждые 2400 км, заливая в картер 1 литр «промывочного» масла на основе керосина на 15 минут перед сливом масла из картера, чтобы растворить и удалить скопившийся осадок. Таким образом я избавился от стука клапанов, потери компрессии/мощности и неравномерной работы на холостом ходу, с которыми раньше сталкивался.
Существует множество других причин нарушения соотношения воздух-топливо, которые можно устранить, добавив в бензобак очиститель. Это помогло мне избавиться от проблем с почернением масла. Я регулярно использую самодельную смесь из 60 % жидкости для автоматических коробок передач (ATF) и 40 % уайт-спирита («разбавителя для краски» из строительного магазина) в бензобаке из расчёта 1,5 унции на галлон. Я разгоняю машину до 50–80 миль в час на шоссе пять-десять раз подряд и езжу на пониженной передаче в течение 5–15 минут. Я делаю это при каждом четвёртом заполнении бака, но всегда добавляю пол-унции ATF на галлон бензина. Также полезно добавлять пол-литра ATF в картерное масло при каждой замене масла.