Вопрос

Сколько нужно ждать, пока двигатель остынет, прежде чем проверять уровень охлаждающей жидкости?

Я знаю, что перед тем, как открывать крышку радиатора, нужно дождаться, пока температура двигателя опустится до отметки «C».



Однако я заметил, что температура долгое время остаётся нормальной. Кажется, я читал, что нужно дать двигателю остыть в течение 30 минут или около того, прежде чем сливать масло. Однако по прошествии более 30 минут температура двигателя остаётся нормальной.



Это нормально? Сколько времени нужно подождать, прежде чем двигатель остынет? Когда следует задуматься о том, что у меня могут быть проблемы, и какие проблемы могут привести к длительному остыванию двигателя?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/59681/how-long-should-i-wait-for-engine-to-cool-down-before-i-can-check-coolant

14 Комментариев

  1. Возможно, лучше всего сливать воду из системы охлаждения ближе к вечеру, незадолго до заката.



    Затем залейте в радиатор очиститель для радиатора и дистиллированную воду, включите отопитель на полную мощность и прогрейте двигатель до рабочей температуры. Выключите двигатель и дайте ему остыть, ... НА НОЧЬ.



    Хорошенько выспитесь. Утром слейте воду из радиатора и снова заполните систему охлаждающей жидкостью в соотношении 50/50. Я уже делал так.


  1. Причина, по которой нужно подождать, заключается в том, что при работе двигателя вода поглощает его тепло и отдаёт его радиатору, где оно рассеивается в окружающей среде и вода остывает. Вода находится под давлением, и её температура повышается до точки кипения. Поэтому, если открыть крышку до того, как система остынет, сначала она взорвётся, а затем под давлением выйдет кипящий пар и вода (температура может быть выше 100 °C из-за давления), которые обожгут всех и всё вокруг. То есть вы ждёте, пока вода остынет настолько, чтобы в неё можно было зайти.



    Тот факт, что тепло исходит от двигателя, позволяет легко проверить герметичность крышки радиатора. В состоянии покоя температура воды примерно такая же, как у блока цилиндров. Сам блок цилиндров (основная металлическая часть силового агрегата, в которой находятся поршни) не должен быть тёплым или холодным на ощупь, в то время как вода в системе охлаждения всё ещё кипит и находится под давлением. Так что, если вы сомневаетесь, можете смело перепроверить это.



    Если вы это сделаете, вот ещё три совета по безопасности.




    • Убедитесь, что вы проверяете металл и что он плотно прилегает к системе охлаждения. Это значит, что только можно доверять ощущениям от силового блока двигателя или решётки радиатора, а не от пластика, резины или других материалов, расположенных рядом с ними. И, конечно, будьте осторожны, так как они тоже могут быть очень горячими.

    • Чтобы открыть крышку, используйте сложенное (многослойное) сухое полотенце. Это безопасная и разумная практика, которая означает, что если вы всё-таки допустили ошибку, то ваша рука и тело будут хотя бы частично защищены от жара и струи пара. Кроме того, большая часть пара впитается в полотенце (которое можно бросить), а не в вашу одежду (которую вы не можете бросить).

    • Открывайте его понемногу за раз. Так у вас будет хоть какая-то надежда услышать, как выходит давление. (Это немного похоже на то, как если бы вы открывали бутылку с газировкой, которую встряхнули или уронили, понемногу за раз, а не всю сразу, чтобы она не взорвалась!)


  1. Полотенца (или коврики, или что-то ещё) значительно повышают безопасность/защиту, если что-то идёт не так. В худшем случае при использовании такого метода одежда слегка намокала/пачкалась, но никто не получал травм, даже когда крышка срывалась и охлаждающая жидкость брызгала в течение нескольких секунд.
  1. Не могу сказать, что я когда-либо накрывал радиатор полотенцами, чтобы открыть его. Если он горячий на ощупь, я не трогаю его, но, как вы и сказали, нужно медленно поворачивать его и прислушиваться. В крайнем случае, когда-то давно, я использовал автомобильный коврик, чтобы открыть крышку радиатора перегревающейся машины, не обжегшись при этом.
  1. @motosubatsu — Да, хотя теперь, когда я проверил изображения, я понял, что ошибался насчёт легенды. На изображении показаны только направления открытия и закрытия, а также ссылка на руководство. Я мог бы поклясться. Но эта функция есть, я знаю, я не раз пользовался ею, конечно, с должной осторожностью... :-)
  1. @Габор, это очень удобно!
  1. Кроме того, если уровень охлаждающей жидкости очень низкий и вы доливаете её при горячем двигателе, вы можете залить холодную воду прямо в горячий блок цилиндров, что может привести к растрескиванию прокладки головки блока цилиндров, если вы принудительно охладите блок, но не головку (или наоборот), или даже к растрескиванию или деформации самого блока или головки в худшем случае
  1. Если у вас есть какие-либо сомнения, не делайте ничего из перечисленного, просто подождите, пока система остынет. Пар чрезвычайно опасен!



    Тем не менее вы можете открыть систему гораздо раньше, чем через несколько часов, и, возможно, даже раньше, чем через 30 минут, если вам это необходимо. Самый простой способ определить, достаточно ли высокое давление в системе, чтобы её не открывать, — это попытаться сжать верхний шланг радиатора. Почувствуйте, каково это — сжимать его, когда он холодный, и сравните ощущения, когда он горячий (используйте ткань или термостойкие перчатки, так как прикасаться к нему руками будет неприятно). Если вы можете сжать его пальцами, значит, он не находится под сильным давлением, но его всё равно может быть достаточно, чтобы при снятии крышки из него вырвалась горячая охлаждающая жидкость/пар.



    Охлаждение можно ускорить, оставив ключ в положении «включено» при выключенном двигателе, если в автомобиле это приводит к включению вентилятора. Также можно запустить двигатель, быстро повысить обороты (чтобы охлаждающая жидкость циркулировала через водяной насос; 1–2 секунд будет достаточно) и пару раз заглушить двигатель во время его охлаждения, чтобы ускорить процесс. В крайнем случае можно побрызгать/полить водой радиатор. Такое быстрое охлаждение может привести к появлению трещин, но сам радиатор должен справиться с этим, потому что именно это и происходит во время сильного дождя. Делать то же самое с двигателем — не лучшая идея.



    Когда вам покажется, что вода достаточно остыла, накройте кастрюлю большими толстыми полотенцами: одно из них положите на всю поверхность вокруг кастрюли, а другое или несколько сложите в несколько слоёв и положите на саму кастрюлю. Сильно надавите и переверните. Очень осторожно ослабьте давление и прислушайтесь, не выходит ли пар/охлаждающая жидкость. Если вы услышите этот звук, быстро приложите больше усилий и поверните по часовой стрелке, чтобы снова закрыть крышку. Если что-то начинает нагреваться или вам кажется, что вы не можете снова закрыть крышку из-за давления, отпустите её и отойдите от автомобиля быстро. Это будет гораздо понятнее и проще, если вы заранее потренировались на холодной системе.


  1. Также обратите внимание, что крышки радиатора бывают разными. Например, в моей крышке есть встроенная функция, которая позволяет надавить непосредственно на переднюю часть крышки, чтобы она наклонилась под действием пружины и выпустила горячий пар и, возможно, воду через заднюю часть. Это всё равно требует некоторой осторожности, но вы действительно можете открыть крышку даже на горячем двигателе (но при этом, очевидно, потеряете часть охлаждающей жидкости). Эта функция обозначена на крышке в виде пиктограммы.
  1. Даже если вы откроете его слишком рано и сразу не увидите охлаждающей жидкости, через несколько секунд она может вас удивить. Кроме того, я посмеялся над фразой «быстрый пар».
  1. Кроме того, масло, которое не успело остыть, не успело и отстояться, поэтому при сливе горячего масла из поддона вы, скорее всего, удалите больше мусора, чем при сливе холодного масла.
  1. Время, необходимое для того, чтобы термометр показал «холод», во многом зависит от погоды. Если температура воздуха составляет 25 или 30 °C, то для того, чтобы показания термометра снизились, может потребоваться час или больше. Если температура воздуха составляет 0 °C, вам не придётся ждать так долго!
  1. Точное время выполнения зависит от различных факторов:




    • Температура окружающей среды

    • Уровень теплоизоляции моторного отсека

    • Объём охлаждающей жидкости в двигателе

    • Насколько сильно нагрелся двигатель во время поездки

    • материал, из которого изготовлен блок/головка блока цилиндров (например, алюминиевые блоки остывают быстрее, чем стальные)



    и многое другое помимо этого.



    Как правило, его нужно оставить остывать на 1–2 часа, прежде чем он остынет настолько, что можно будет безопасно открыть крышку радиатора. Если вы действительно хотите проверить уровень охлаждающей жидкости, то, вероятно, вам нужно подождать ещё 3–5 часов (так как, если охлаждающая жидкость ещё тёплая, из-за расширения она покажет ложно высокий уровень).



    Я понимаю, что это звучит ужасно долго, но вы должны помнить, что после выключения двигателя значительная часть остаточного тепла от двигателя на самом деле все еще передается охлаждающей жидкости (что неудивительно, поскольку смысл существования охлаждающей жидкости заключается в отводе тепла от двигателя!), и поскольку вы больше не включаете водяной насос и вентиляторы rad (в большинстве случаев - на некоторых автомобилях для них установлены системы доработки). В моей машине вентиляторы продолжают работать ещё довольно долго после выключения зажигания, если, например, машина ехала на высокой скорости) и над радиатором больше нет сильного воздушного потока (если только ветер не дует в ту сторону, я полагаю). Способность системы охлаждения отводить тепло от охлаждающей жидкости теперь чисто пассивная и составляет лишь малую часть от того, что было при работающем двигателе.



    Вы можете заменить моторное масло всего через 30 минут, потому что вам не нужно ждать, пока оно «остынет». На самом деле масло гораздо проще заменить, пока оно ещё тёплое, так как его вязкость снижается и оно сливается гораздо легче и быстрее.


  1. @mike65535 да... настоящая «опасность» при открытии крышки радиатора, когда охлаждающая жидкость горячая, заключается в том, что вы, как правило, находитесь прямо над этой крышкой (чтобы её открыть), и физика берёт своё: из-за снижения давления охлаждающая жидкость закипает, и вы получаете порцию горячего пара прямо в лицо. Если вы откроете крышку маслозаливной горловины слишком рано, то можете получить на руку немного горячего масла и небольшие поверхностные ожоги.
Вы уже ответили на этот вопрос