Что происходит, когда нагрузка на электромобиль значительно превышает его тяговую способность?
Я наткнулся на трюки с буксировкой Tesla X огромных грузов: более 100 тонн мусора и даже самолёта Boeing Dreamliner. Я не нашёл никаких подтверждений того, что одно из этих видео было постановочным, поэтому я предполагаю, что автомобиль способен буксировать грузы, вес которых на порядок превышает его номинальную грузоподъёмность (около 2,5 тонн). В обоих случаях автомобиль буксировал груз вне проезжей части, очень медленно и на очень небольшом расстоянии.
Я не особо разбираюсь в том, как традиционные автомобили с двигателем внутреннего сгорания выполняют такой трюк, но полагаю, что и сухое сцепление, и гидротрансформатор в таком случае будут серьёзно перегружены. Как мне кажется, худшее, что может произойти, — это прогорание диска сцепления (скорее всего, двигатель несколько раз заглохнет, прежде чем вы сдадитесь).
Но какой непоправимый ущерб я мог бы нанести, если бы взял новую серийную Tesla X или другой электромобиль с высокими техническими характеристиками без каких-либо модификаций и попробовал сделать что-то подобное? Рискнул бы я перегреть двигатели, снизить ёмкость аккумулятора, деформировать кузов автомобиля?
Добавлено для уточнения: учитывая доступный крутящий момент, кажется, что буксировать или тянуть тяжелые грузы на стандартном, немодифицированном электромобиле гораздо проще, чем на обычном автомобиле. О том, что происходит при перегрузке трансмиссии, известно многим, чего нельзя сказать об электромобилях. Как перегрузка по тяге влияет на электромобиль? Меня интересуют как краткосрочные, так и долгосрочные последствия как разовой, так и постоянной перегрузки.
Пример ответа для автомобиля с бензиновым двигателем и механической коробкой передач: сгоревшее сцепление, возможно, изношенная коробка передач или дифференциал.
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/62021/what-happens-when-one-hugely-exceeds-towing-capacity-of-an-electric-vehicle
Как говорит HandyHowie, номинальные тяговые характеристики автомобиля зависят не от того, какой вес он может буксировать, а от того, какой вес он может контролировать, в частности, от эффективности торможения. Чем тяжелее прицеп по отношению к буксирующему автомобилю, тем менее устойчива эта комбинация. На YouTube можно найти множество видео о том, что происходит дальше. У автомобилей, предназначенных для перевозки тяжёлых грузов, такой проблемы нет, поскольку седельно-сцепное устройство и тормозные системы обеспечивают большую устойчивость прицепа.
В сети полно видео, на которых автомобили буксируют авиалайнеры — это довольно распространённый рекламный трюк. Также есть немало видео, на которых автомобили буксируют поезда. В обоих случаях (как отмечает «a CVn») груз может быть тяжёлым, но при этом иметь низкое сопротивление качению и находиться в ограниченном пространстве, что снижает риск потери управления.
Что касается того, что произойдёт, если вы сильно нагрузите двигатель, то это будет зависеть от одного ключевого фактора — будет ли крутящий момент двигателя больше, чем могут выдержать шины (и поверхность). Если да, то колёса будут вращаться, выделяя больше тепла, и постепенно сцепление с поверхностью улучшится, и в конечном счёте груз сдвинется с места. Шины будут повреждены, но с остальной частью автомобиля всё будет в порядке.
С другой стороны, если он не сможет этого сделать, то заглохнет — ток по-прежнему будет течь через катушки, но создаваемого магнитного поля будет недостаточно, чтобы провернуть двигатель, преодолевая сопротивление нагрузки. Ток увеличится, и двигатель нагреется. Скорее всего, в электронике автомобиля предусмотрена защита от перегрузки по току, которая отключит питание. Если бы её не было, двигатель вскоре перегрелся бы и расплавил изоляцию на катушках, что привело бы к его поломке.
Однако такое случается редко благодаря ключевому полезному свойству электродвигателей — полному крутящему моменту при нулевой частоте вращения. Это позволяет запускать очень большие нагрузки простым способом: очень медленно запускать двигатель и постепенно увеличивать силу тока и скорость по мере движения нагрузки. Именно это позволяет электрическим (или дизель-электрическим) железнодорожным локомотивам тянуть очень тяжёлые составы. В отличие от традиционной механической трансмиссии, где у двигателя есть нижний предел скорости, для которой он может работать, и поэтому требуется сцепление или гидротрансформатор, чтобы «пробуксовать» крутящий момент и привести груз в движение.