Вопрос

Почему при старте с холма сцепление ведёт себя по-другому?

У меня дизельный Renault Clio 2014 года выпуска, поэтому его довольно легко сдвинуть с места, просто выжав сцепление. Когда я это делаю, всё происходит очень плавно,
то есть, когда я отпускаю сцепление, машина просто начинает двигаться.



Однако на холмах он ведёт себя немного по-другому. Я доезжаю до точки схватывания, отпускаю тормоза, и машина не откатывается назад. Теперь: (1) если я продолжу выжимать сцепление после точки схватывания, машина не сдвинется с места. Вместо этого мне приходится продолжать «натягивать» сцепление, пока не почувствую резкий рывок. Это определённо не так плавно, как на ровных дорогах. Или (2) если в момент столкновения я нажму на педаль газа, машина сразу же поедет вперёд.



Почему он так себя ведёт? Надеюсь, объяснение было достаточно понятным.



Из Комментария:
Я боюсь, что это может быть связано с износом и, возможно, скоро потребуется ремонт. Это так? Я спрашиваю, потому что у других машин, на которых я ездил, такого не было: после того как педаль сцепления отпускалась, машина просто двигалась на подъёме. Как и на ровных дорогах.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/68393/why-does-my-clutch-behave-differently-on-hill-starts

8 Комментариев

  1. Звучит странно, когда вы говорите, что на подъёме с выжатым сцеплением машина не катится назад. Возможно, заедают тормоза ИЛИ само сцепление изношено, плохо отрегулировано (если оно тросовое) ИЛИ есть проблема с рабочим цилиндром/утечка, из-за которой сцепление пробуксовывает.



    Если сцепление в автомобиле отработало много тысяч километров, между пальцами кожуха сцепления может скопиться пыль от сцепления (по сути, это фрикционный материал), что препятствует плавному ходу кожуха сцепления, особенно при нагреве сцепления. В результате возникает ситуация, когда... при отпускании педали сцепления... сцепление отпускается рывками, что приводит к резкому, а не плавному троганию автомобиля с места. В этом случае сцепление необходимо заменить.


  1. TL;DR:
    Как сказал Рори в комментариях, в этом нет ничего необычного.



    В дополнение к этому скажу, что такой постепенный выжим сцепления приведёт к его более быстрому износу из-за того, что диски будут дольше тереться друг о друга. Лучше всего как можно быстрее переходить от точки схватывания к полному включению, сохраняя плавность хода.



    Длинное объяснение:
    Существует множество факторов, влияющих на поведение автомобилей и окружающей среды, которые могут кардинально изменить ситуацию. Вот три самых важных фактора, которые я могу назвать навскидку:




    1. Зубчатая передача

    2. Крутящий момент, проходящий через обороты в минуту

    3. Состояние сцепления в сборе



    Пункты 1 и 2 повлияют на производительность так, как вы и предполагали, но я не думаю, что пункт 3 окажет существенное влияние.



    Насколько я могу судить, ваш автомобиль — это турбодизельная модель, и турбонаддув значительно влияет на кривую крутящего момента. На низких оборотах турбонаддув не раскручивается (не выходит на рабочий диапазон) и не обеспечивает увеличения мощности. Кроме того, я читал, что у Clio 2014 года была более длинная передача, что опять же снижает крутящий момент на колесе. Если нажать на педаль газа и увеличить обороты, турбонаддув раскрутится и вызовет довольно значительный скачок крутящего момента и мощности, что позволит автомобилю тронуться с места более плавно.



    Как говорит Рори, в случае с подъёмами враг — это гравитация. Если вы едете под углом 45°, то ~1/2 веса вашего автомобиля (я округлил до 800 кг) приходится на трансмиссию. В точке сцепления ваш двигатель может обеспечить достаточную силу, чтобы удержать автомобиль на месте (800 кг на подъёме), но недостаточную для движения вперёд из-за потери трения с пластинами. Если приложить ещё немного усилий, пружины сцепления продолжат предварительную нагрузку. Как только вы придадите автомобилю достаточно энергии для движения вперёд, вы нарушите равновесие и инерцию. Теперь энергия, накопленная в пружинах, может высвободиться, и, в зависимости от турбонаддува и крутящего момента, автомобиль может резко тронуться с места, а не плавно начать движение. Это может несколько варьироваться в зависимости от состояния пружин и фрикционных накладок, которые могут легче прижаться друг к другу, поскольку теперь все они движутся в одном направлении.



    На равнинах такого не происходит, потому что вы боретесь только с инерцией, которая намного слабее гравитации.


  1. Есть ли в автомобиле система помощи при трогании на подъеме Renault? См.: b-auto.net/renault_clio-4/hill_start_assistance-2043.html
  1. В моей машине нет электронного ручного тормоза, но для удержания на подъёме используются основные тормоза. Это гибридная Toyota RAV4 2016 года. Я почти уверен, что существуют и другие системы удержания на подъёме с использованием основных тормозов.
  1. Есть ли в автомобиле электронный стояночный тормоз? Возможно, он автоматически включается при трогании с места на подъёме и не так плавно отключается.
  1. Такое поведение совершенно нормально. Некоторым автомобилям требуется больше оборотов, чем другим
  1. @RoryAlsop: я боюсь, что это может быть связано с износом и, возможно, скоро потребуется ремонт. Это так? Я спрашиваю, потому что у других машин, на которых я ездил, такого не было: после того как точка схватывания отпускалась, сцепление просто заставляло машину двигаться на подъёме. Как и на ровных дорогах.
  1. Не думаю, что это уместно в данном контексте, но ответ прост: гравитация. Чтобы поднять объект против силы тяжести, требуется много энергии.
Вы уже ответили на этот вопрос