Можно ли провернуть распределительный вал в обратном направлении в двигателе Toyota DOHC, если не установлен ремень ГРМ?
Недавно мне пришлось заменить водяной насос в моей Toyota Sienna 2002 года выпуска. Раз уж я там был, то заодно поменял ремень ГРМ. Я уже делал это на других японских машинах, но в этот раз пришлось снять звёздочки распределительного вала, чтобы снять заднюю крышку и заменить водяной насос.
Я нанес белую краску на каждую метку ГРМ, чтобы их было лучше видно: по одной на каждый распределительный вал и одну на коленчатый вал. Я собрал все обратно, и, казалось, все работало нормально около часа, а потом появился код неисправности: P1346 для датчика положения распределительного вала в блоке 1. Вот что я нашел в интернете, но мой сканер, похоже, указал на неисправность датчика.
P1346 Возможные причины неисправности Toyota
Faulty Variable Valve Timing (VVT) Sensor
Variable Valve Timing (VVT) Sensor harness is open or shorted
Variable Valve Timing (VVT) Sensor circuit poor electrical connection
Engine Control Module (ECM)
Я бы добавил, что до блока 1 сложно добраться. Поэтому я заменил датчик положения распределительного вала, и двигатель снова проработал без ошибок около часа или меньше, после чего снова появился тот же код.
Так что, возможно, пока я думал, что он совмещён со звёздочкой распределительного вала, он мог быть немного смещён. Было очень трудно что-то разглядеть, и мне пришлось использовать телескопическое зеркало, чтобы совместить его. Однако, когда я изначально снял эту звёздочку, она повернулась на четверть оборота, когда ремень ГРМ был снят. Я всегда слышал, что нельзя проворачивать двигатель в обратном направлении, поэтому я сделал один полный оборот только на этой звёздочке распределительного вала, снова сняв ремень, и снова подумал, что он идеально совмещён. Я также подумал, что при снятом ремне ГРМ можно без проблем вращать распределительные валы по отдельности, если после этого установить их на правильные метки. Это правда?
Ещё один момент: когда двигатель работает, кажется, что что-то не так. Не знаю, как это описать, но работа двигателя не такая плавная, хотя мощность не снижена и двигатель работает нормально.
Стоит отметить, что я ездил на нем таким образом около 2 недель, и вот уже трижды CEL выключался, а затем возвращался снова примерно через час или меньше езды, что заставляло меня думать, что датчик положения распределительного вала неисправен и просто медленно гаснет.
Извините за долгое обсуждение, но мне важно объяснить детали. Мой главный вопрос заключается в том, может ли проблема быть связана с вращением распределительного вала в первом ряду цилиндров. Другими словами, может ли сместиться фаза газораспределения при вращении распределительного вала на 1 полный оборот при снятом ремне?
В видео на YouTube, посвящённом этой же машине и замене ремня ГРМ, говорится, что если метки совпадают, то это всё, о чём вам нужно беспокоиться. Кроме того, если проблема в этом, нужно ли снимать ремень ГРМ и поворачивать его в обратном направлении, чтобы исправить ситуацию? **
Очевидно, что, разобрав всё, я смогу проверить метки синхронизации, и, возможно, на этом всё и закончится, но если нет, я хотел бы получить больше информации.
Я нашёл ответ на один из своих вопросов: Не повредил ли я двигатель, запустив его в обратном направлении?
Дальнейшее Развитие:
Я потратил 7 часов на доработку и заново установил ремень ГРМ, так как распределительный вал первого цилиндра был смещён на одну или две звёздочки. Из-за расположения мне действительно нужна была линейка, чтобы убедиться, что всё выставлено правильно, а не пытаться сделать это на глаз. Теперь я знаю, что всё выставлено верно. Я также повернул звёздочку распределительного вала против часовой стрелки на один оборот, просто чтобы вернуть её на прежнее место, но не думаю, что это имело значение.
Дополнительная информация:
После того как я устранил неисправность, я заметил, что холостой ход стал немного ровнее, но ненамного, и двигатель работает нормально. Однако сегодня снова появился код P1346. Поскольку я заменил датчик положения распределительного вала, проблем с проводкой, похоже, нет, а значит, проблема в модуле ECM, как и предположил Paulster2. У меня есть сканер, который может делать стоп-кадры для дальнейшей диагностики неисправности, так что я попробую сделать это в следующий раз.
Еще больше информации:
У меня все еще есть эта проблема. Я заменил масло и фильтр, OCV (клапаны регулирования масла), поскольку это иногда является проблемой, которую я обнаружил, блок 1 CPS (датчик положения распределительного вала), но после 3-6 часов езды CEL постоянно возвращается после сброса настроек после снятия отрицательного кабеля аккумулятора для выполнения работы. На самом деле код остается таким, каким я вижу его в сканере после сброса, но индикатор CEL загорается не сразу, что я не могу объяснить. Машина тоже работает нормально, но я заметил, что иногда она работает на холостом ходу на 850 оборотах в минуту, а иногда на 625–650 оборотах в минуту. Не знаю, появилось ли это недавно или было всегда.
Итак, мой механик сказал, что нужно заменить натяжитель ремня ГРМ, чего я не сделал, заново отрегулировать ремень в третий раз и посмотреть, поможет ли это, так как он уверен, что фазы газораспределения по-прежнему нарушены. У меня есть данные стоп-кадра, которые я пока не знаю, как интерпретировать, и я собираюсь подключить вакуумметр, так как читал, что он покажет, нарушены ли фазы газораспределения.
Конечный результат:
После разговора со мной по телефону мой механик решил, что проблема в неправильном моменте зажигания, и оказался прав!
Я снова проверил ремень ГРМ, и он снова был смещён на одну звёздочку распределительного вала.
В чем проблема:
Это были следующие проблемы:
- Если смотреть прямо на распределительный вал первого ряда цилиндров, то невозможно увидеть обе метки синхронизации одновременно. Я снял кожух, чтобы добраться до заднего (первого ряда цилиндров) распределительного вала и установить ремень, как указано в инструкции, но места всё равно мало.
- Первые два раза, когда я устанавливал ремень ГРМ, я использовал линейку в качестве направляющей, но она была слишком длинной и толстой. Опять же, места было мало.
- Я начал с ремня коленчатого вала, а затем перешёл к распределительным валам, но каждый раз, когда я ослаблял натяжитель ремня ГРМ, первый ряд распределительных валов смещался назад на один зуб звёздочки. Что касается двух других проблем, то я не заметил, что они были решены.
Решение:
- Я выровнял звёздочки распределительного вала с помощью щупа, так как мне нужна была тонкая прямая кромка, которую можно согнуть под углом 90 градусов, чтобы она поместилась в ограниченном пространстве и при этом была видна, если смотреть прямо на неё.
- Я надел ремень ГРМ на звездочку распределительного вала 1, затем на звездочку 2, а затем закрепил ремень универсальным зажимом от Harbor Freight.
- В последнюю очередь я зафиксировал ремень, вытащив штифт натяжителя ремня ГРМ, а затем ещё раз всё проверил.
Ниже для наглядности изображён щуп:
Примечание:
У меня по-прежнему появляется код P1346, но он не появлялся почти неделю. Потом исчез на несколько дней, вернулся, а потом снова исчез. Он то появляется, то исчезает, так что, похоже, дело в чём-то другом, потому что я уже видел этот код на других машинах, и он не исчезал, пока проблема не была устранена, и больше не появлялся.
Двигатель работает отлично, поэтому я не понимаю, почему ошибка вернулась. Я публикую это, чтобы никого не вводить в заблуждение, но я уверен, что устранил проблему с синхронизацией. Если бы это было не так, я бы подумал, что индикатор Check Engine не гаснет, а горит день или около того, а потом гаснет на 4 или 5 дней. В машине было несколько проблем с электрикой, что могло бы объяснить эту проблему, поэтому я продал её.
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/68966/can-i-rotate-a-camshaft-backwards-on-a-toyota-dohc-engine-if-no-timing-belt-is-i
Либо вовремя, либо нет.
Вы можете поворачивать кулачки на не мешающем работе двигателе в любом направлении, как вам заблагорассудится. Однако в целом я бы посоветовал поворачивать их только в естественном для двигателя направлении.
Если у вас неправильный прикус, то смещение на один зуб на кулачке не приведёт к «интерференции».
Я всегда проворачиваю двигатель вручную на несколько оборотов в естественном направлении, а затем проверяю, правильно ли выставлены метки ГРМ. Это при условии, что «гранатовый штифт» натяжителя вытянут, а ремень ГРМ натянут должным образом.
В целом, поворачивать распределительный вал в любом направлении более чем на несколько десятков градусов рискованно, если только вы не абсолютно уверены, что это двигатель без помех, или не убедились, что все поршни в этом ряду цилиндров находятся далеко от верхней мёртвой точки.
В вашем случае, я полагаю, двигатель 3.0 V6 в вашей Sienna не подвержен помехам.
Кроме того, если вы обнаружите, что из-за давления клапанной пружины распределительный вал действительно сдвинут на один зуб вперёд (а у вас нет инструментов для фиксации распределительного вала), вы можете повернуть коленчатый вал примерно на 20 градусов вперёд, отметить положение ремня относительно звёздочки и сдвинуть распределительный вал на один зуб назад, не беспокоясь о том, что клапанная пружина (пружины) сдвинет распределительный вал вперёд. Всегда выполняйте 3–4 полных оборота коленчатого вала вручную (при полном натяжении ремня) и проверяйте правильность всех меток ГРМ.
При редактировании:
После того как вы убедитесь, что фазы газораспределения установлены правильно, обратите внимание на соленоид управления маслом системы изменения фаз газораспределения. (Поскольку вы уже заменили датчик положения распределительного вала.)
Вы можете легко снять его (он находится под пластиковой крышкой; только будьте осторожны, чтобы не повредить уплотнительные кольца) и подать на него напряжение 12 В, чтобы проверить, правильно ли он работает и полностью ли он исправен. После снятия напряжения 12 В он должен полностью вернуться в исходное положение. Пока он снят с автомобиля, промойте его внутренние детали растворителем, например очистителем карбюратора.
Возможно, в область плунжера клапана попал какой-то мусор или там просто скопились липкие мёртвые насекомые и грязь. У него всего два положения, и он должен работать плавно и с усилием. Если он работает не полностью или не работает вообще, вам нужно заменить этот привод.
Я склонен сомневаться в том, что ЭБУ был повреждён в результате замены ремня ГРМ, но такое возможно. Скорее всего, дело в том, что во время замены ремня в масляные каналы попала какая-то бред или липкая субстанция.
Имейте в виду, что этот соленоид VVT является всего лишь сервоприводом и не регулируется. Блок управления подает напряжение при определенных оборотах в минуту для переключения газораспределения, используя давление масла. Блок управления не имеет никакой информации о том, работает ли соленоид / давление масла должным образом, за исключением несоответствия между тем, где находится кулачок в соответствии с датчиком, и тем, где, по мнению блока управления, он должен быть. Если это не имеет смысла, он выдает P1346 для банка 1.
Честно говоря, описание ошибки P1346 немного вводит в заблуждение. Оно подразумевает, что неисправность начинается и заканчивается на датчике. В нём не учитывается, что распределительный вал может быть «не синхронизирован» из-за неправильного перемещения распределительного вала с помощью соленоида системы изменения фаз газораспределения и давления масла. Более подробное описание может выглядеть так: P1346: неисправность системы изменения фаз газораспределения, блок 1.