Вопрос

Металлическая стружка в моторном масле

Вчера, меняя масло в мотоцикле Ducati 848 EVO 2012 года выпуска после пробега около 4000 км (что довольно скоро, учитывая, что он участвовал в трековых гонках) , я заметил небольшое скопление микроскопической металлической стружки на магнитной пробке для слива масла. Эти металлические частицы настолько малы, что их невозможно увидеть невооружённым глазом. Их можно заметить только как намагниченные «щупальца» на магните или по серому цвету бумаги, если их стереть. Я понимаю, что эти частицы на самом деле представляют собой измельчённый металл из мест, где внутри двигателя происходит трение, но мне интересно, какие детали двигателя больше всего способствуют их образованию.
Существует ли максимально допустимый размер этих металлических частиц, при превышении которого они могут нанести катастрофический ущерб двигателю?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/72923/engine-oil-metal-shavings-origin

2 Комментария

  1. Я бы назвал их частицами, а не стружкой, потому что они очень маленькие. Они стальные и магнитятся, так что это не подшипники скольжения и вряд ли они от подшипников качения (стальных). Информации не так много, чтобы строить догадки, но не похоже, что проблема в этом. Как уже было сказано, анализ отработанного масла по методу Блэкстоуна даст больше информации о наличии проблемы. Насколько я помню, Блэкстоун даёт общую информацию о значении Cu, Sn, Pb, Fe и т. д.


  1. У меня недостаточно высокий рейтинг, чтобы оставить это просто в качестве комментария, поэтому я надеюсь, что это ответит на ваш вопрос. Существует множество причин, по которым в масле может появиться стружка: от надвигающейся катастрофической поломки двигателя до банальной проблемы, связанной с трением, о которой вы упомянули. Иногда появление стружки даже ожидаемо, например при обкатке двигателя https://www.motorcyclistonline.com/how-much-debris-is-normal-in-oil-after-motorcycle-break-in/ .



    Стружка сама по себе расскажет вам лишь о части проблемы. Возможно, будет полезно провести анализ отработанного масла (АОМ). Есть компании, в которые можно отправить образец масла, и они проанализируют его состав и предоставят вам описание того, что они обнаружили, а также того, что может произойти с вашим двигателем в ближайшем будущем. Одна из таких компаний, о которой я знаю, — Blackstone (www.blackstone-labs.com), но я уверен, что их гораздо больше. С их сайта:




    «Анализ масла — это быстрый и неразрушающий способ оценить состояние
    двигателя по составу масла. Люди проводят анализ масла по
    разным причинам: чтобы узнать, не возникают ли какие-либо проблемы, чтобы понять,
    хорошо ли масло работает в двигателе, и чтобы узнать, можно ли
    продлить интервал замены масла».




    И чтобы не ходить вокруг да около, раз уж вы упомянули трек-день. Такие мероприятия не только доставляют массу удовольствия, но и заставляют двигатель работать в режимах, которые обычно не используются на дорогах общего пользования, что может привести к повышенному износу.


Вы уже ответили на этот вопрос