Вопрос

Должны ли настройки крутящего момента всегда соответствовать спецификации?

Момент затяжки колесных гаек моего автомобиля должен составлять 80 футо-фунтов. Я знаю, что некоторые люди ориентируются на ощупь. Имеет ли значение, если вы затянете немного сильнее или слабее, например, на 70 или 90 футо-фунтов? А если разница составит 20 футо-фунтов?



Я думаю о том, что во многих гаражах, скорее всего, не заглядывают в руководство по эксплуатации и не ищут значения крутящего момента, а вместо этого руководствуются общими представлениями, например, что для колесных гаек на обычных автомобилях достаточно 70–90 футо-фунтов. У внедорожников другой диапазон. Я прав?



Так что да, возможны варианты, и как же тогда в автосервисах определяют, с каким усилием нужно затягивать ту или иную гайку на колесе автомобиля?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/72716/do-torque-settings-need-to-always-be-according-to-spec

7 Комментариев

  1. +- 10 футо-фунтов от 80 футо-фунтов — это нормально. Однако, когда в ремонтной мастерской используют ударный гайковёрт для затяжки гаек, они могут затянуть их до 100 футо-фунтов или даже больше. Это не очень хорошо.



    Со временем у человека вырабатывается чувство, когда болт достаточно затянут. Лично я не могу определить, хорошо ли болт пере затянут. Возможно, у других людей это получается лучше.



    Если колесные гайки затянуты недостаточно сильно, колесо может в конечном итоге отвалиться. Это очень плохо.



    Если колёсные гайки затянуты слишком сильно, с автомобилем всё будет в порядке до следующего техобслуживания. Обычно в ремонтных мастерских есть мощные инструменты для снятия колёсных гаек, а учитывая, что на большинстве автомобилей колёса снимают не так часто, на практике это не проблема. Проблемы могут возникнуть, если автомобиль ездит по солёным дорогам и крепёжные детали прикипают друг к другу — тогда их сложнее снять, особенно если они затянуты слишком сильно.



    Если в ремонтной мастерской сорвут колесную гайку, они могут просто заменить ее вместе со шпилькой, если это необходимо. Детали стоят недорого, а экономия времени за счет того, что колесные гайки не затягиваются до нужного момента, вероятно, оправдывает редкую замену колесных гаек и/или шпилек. Некоторые мастерские могут взимать с клиента плату за замену этих деталей, хотя на самом деле клиент не виноват в том, что в мастерских затягивают колесные гайки с помощью ударных гайковертов.



    Люди, которые ездят на гоночных автомобилях, в том числе любители, всегда затягивают колёсные гайки вручную с соблюдением момента затяжки, потому что колёса снимаются гораздо чаще, а детали нагреваются сильнее, чем при обычной езде по городу. Поэтому вероятность проблем при чрезмерной затяжке колёсных гаек гораздо выше. Некоторые люди могут использовать не заводские значения момента затяжки, но все, кого я знаю, затягивают колёсные гайки вручную с соблюдением выбранных ими значений.


  1. Используемые материалы и назначение гайки, болта и т. д. — всё это влияет на установочное значение.



    В хороших автосервисах вся информация всегда под рукой, но если вы часто ремонтируете свои машины, то наверняка помните номера.



    У плохих мастеров, или «ковбоев», есть три уровня затяжки: слабо, сильно и чертовски сильно.


  1. Отличный ответ, но есть одно дополнительное замечание: в некоторых случаях чрезмерное затягивание гаек на легкосплавных дисках может привести к повреждению диска. В мастерской мне затянули гайки с усилием ~400 футо-фунтов (или, по крайней мере, именно столько усилий потребовалось, чтобы их открутить), и это испортило мои диски.
  1. @alephzero Комментарии в комментариях и ответы в ответах!
  1. … а для действительно высокой точности (то есть около 1 %) используются болты и шпильки со встроенным датчиком силы, который позволяет измерить фактическое усилие зажима в соединении, а не крутящий момент, который вы приложили к гайке. Но колесные шпильки по 100 долларов за штуку — это уже перебор :)
  1. Если у вас нет новых шпилек и гаек и если перед сборкой все тщательно не очищено и не смазано, разница между 70 и 90 будет вполне в пределах случайных колебаний, вызванных трением. На самом деле, если требуется высокая точность, при сборке обычно затягивают до низкого значения (чтобы устранить люфт в соединении), а затем поворачивают гайку на определенный угол, вообще не измеряя момент затяжки.
  1. Нет, это вообще не имеет значения. Если только вы не хотите, чтобы ваша машина была безопасной и надёжной. Важно соблюдать указанный момент затяжки колёсных гаек. Если затянуть слишком слабо, они могут ослабнуть сами по себе, что, очевидно, опасно. Если затянуть слишком сильно, можно повредить или деформировать колесо, ступицу или сломать одно из креплений. Это тоже опасно. В надёжном автосервисе все крепёжные элементы затягиваются с соблюдением правильных параметров с помощью калиброванных инструментов.
Вы уже ответили на этот вопрос