Замена охлаждающей жидкости двигателя на масло с аналогичными свойствами
Мне было интересно, почему в качестве охлаждающей жидкости для двигателя используются специальные охлаждающие жидкости или дистиллированная вода, а не отдельный масляный контур с каким-либо маслом в качестве охлаждающей жидкости.
Если не брать в расчёт стоимость, то, полагаю, существует (или может быть создано) масло, свойства которого (вязкость, теплоотдача, теплоёмкость) схожи со свойствами дистиллированной воды или охлаждающих смесей. Даже если потребуется изменить конструкцию некоторых элементов двигателя (трубок радиатора, насосов охлаждающей жидкости и т. д.), чтобы учесть разницу в свойствах жидкостей, разве не будет преимуществом смешивание масел в случае повреждения прокладки, а также если эти два масла будут иметь одинаковые свойства (а поскольку охлаждающая жидкость не нагревается до такой степени, чтобы ухудшаться её свойства, вы можете использовать имеющееся «охлаждающее» масло при замене моторного масла)?
Какие проблемы могут возникнуть при реализации этой идеи?
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/72662/switching-engine-coolant-with-similar-properties-oil
На этот вопрос есть очень простой ответ: вода гораздо лучше переносит тепло, чем масло.
Даже если бы вам удалось решить проблемы с безопасностью и конструкцией, о которых говорится в других ответах, вам всё равно пришлось бы смириться с тем, что вода обладает огромным преимуществом в передаче тепла по сравнению с другими распространёнными жидкостями (включая масло). Вода, по сути, является наилучшей из возможных жидкостью с точки зрения теплопроводности. Единственные жидкости, которые превосходят её по этому показателю, — это металлы в жидком состоянии (что непрактично для охлаждения автомобильного двигателя, изготовленного из металла). При температуре 75 °C теплопроводность воды составляет около 0,65 Вт/м·К. Типичные теплоносители имеют коэффициент теплопередачи около .14 Вт/мК.
Конечно, охлаждающая жидкость в обычном автомобиле — это не вода, а вода, смешанная со спиртом. Из-за типичных смесей теплопроводность снижается, потому что вода лучше отводит тепло, чем спирт, но даже у чистого этиленгликоля теплопроводность составляет 0,27 Вт/м·К. Типичная смесь 50/50 даёт теплопроводность около 0,45 Вт/м·К, а это значит, что типичная охлаждающая жидкость на водной основе проводит тепло в три раза лучше, чем специальное масло для теплопередачи.
Вдумайтесь в это. Если бы вы хотели охлаждать двигатель своего автомобиля с помощью масла для теплопередачи, а не обычной охлаждающей жидкости на водной основе, то с точки зрения теплопроводности вы бы работали в три раза хуже. По сути, это означает, что ваша система охлаждения должна быть в три раза больше, чтобы иметь такую же производительность. Размер радиатора уже является своего рода ограничивающим фактором с точки зрения конструкции передней части автомобиля. Я не думаю, что кому-то захочется водить машину, в которой радиатор должен быть в три раза больше, чем в обычном автомобиле.
Масло действительно используется для теплопередачи только в тех случаях, когда применение воды нецелесообразно — из-за коррозии, проводимости, испарения, требований к давлению или температуре, превышающих допустимые для воды, или других ограничивающих факторов. Как отмечалось в других вопросах на сайте mechanics.SE, связанных с воздушным и водяным охлаждением, переход на двигатели с водяным охлаждением произошёл в основном из-за этого факта. Двигатель с «воздушным охлаждением», который обычно использует не только воздушное, но и масляное охлаждение, просто не может конкурировать. При использовании масляного или воздушного охлаждения в конкретной задаче необходимо строго ограничивать тепловую нагрузку. Другими словами, при заданном размере корпуса добиться большей производительности и эффективности с помощью водяного охлаждения проще, чем с помощью масляного и/или воздушного охлаждения.