Вопрос

Прогрев холодного двигателя перед поездкой: противоречивые советы

В случае с современными двигателями внутреннего сгорания распространённый совет гласит, что работа на холостом ходу перед поездкой в течение нескольких секунд (для повышения давления масла) приносит больше вреда, чем пользы, даже в «Арктика» в зимних условиях (см. статью по ссылке). Причина в том, что на холостом ходу двигатель работает с неоптимальной смазкой (холодное масло под низким давлением), с обогащённой смесью, которая ещё больше затрудняет смазку и в конечном счёте приводит к разжижению масла. Кроме того, из-за очень низкой нагрузки двигателю требуется много времени для прогрева. Также можно прочитать, что длительная работа на холостом ходу вредит турбокомпрессору.



С другой стороны, в руководствах по эксплуатации современных автомобилей Citroën говорится:




В очень суровых зимних условиях (при температуре ниже -23 °C) для обеспечения
правильной работы и долговечности механических компонентов
вашего автомобиля (двигателя и коробки передач) запустите двигатель на 4
минуты перед началом движения.




Конечно, с практической точки зрения при таких низких температурах вы просто не сможете тронуться с места, пока лобовое стекло не прогреется. Но давайте рассмотрим этот вопрос с теоретической точки зрения: какова «оптимальная» продолжительность работы двигателя на холостом ходу перед тем, как тронуться с места? Вряд ли это 4 минуты при температуре ниже -23 °C, а в остальных случаях — несколько секунд. А как насчёт более распространённой температуры -5 °C?



(Я знаю, что существуют подогреватели двигателя, но дело не в этом.)






И вот в чём загвоздка:



Изменится ли ситуация, если машина будет припаркована на высокой горе с длинным спуском? Представьте себе катание на лыжах или зимний альпинизм, когда машина целый день стоит при температуре -10 °C, а затем начинается крутой спуск (в среднем 6–8 %) с перепадом высот, скажем, 1300 м.



При разумном использовании моторного тормоза на таком спуске бензиновый двигатель будет работать на оборотах 3000 или 3500 об/мин. По собственному опыту знаю, что в таких условиях двигатель прогревается очень медленно и к концу спуска ещё не прогревается полностью — ведь при движении накатом топливо не впрыскивается.



Некоторые говорят, что высокие обороты очень вредны для холодного двигателя, и в данном случае это действительно так.



Другие говорят, что это нормально, потому что нагрузка на двигатель при движении накатом невелика и он хорошо смазан (давление масла высокое, топливо не впрыскивается). Судя по всему, это мнение подтверждается общим опытом: сотни тысяч людей каждый день спускаются на своих автомобилях из горных деревень и с горнолыжных курортов.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/72634/idling-a-cold-engine-before-driving-away-contradictory-advice

16 Комментариев

  1. #1. Как только лампочка давления масла гаснет, давление масла становится достаточным. Так что забудьте о низком давлении масла. Это полная чушь.


    Чего не хватает маслу при низких температурах, так это хорошей текучести, поскольку оно очень густое. Но работа двигателя на холостом ходу, вопреки распространённому мнению, НЕ прогревает масло. Она прогревает только охлаждающую жидкость. Самый быстрый способ прогреть масло — это ехать, но не на полной скорости. Первые несколько километров ведите машину аккуратно.


    Все плюсы и минусы прогрева современного двигателя описаны в этом посте.


  1. Что ж, масло действительно нагревается, хотя и гораздо медленнее, чем при нагрузке на двигатель...
  1. В современных автомобилях холодный запуск действительно вреден лишь в течение нескольких долей секунды, пока масляный насос нагнетает давление. После этого это уже не имеет значения. Двигатели не так сильно зависят от разницы в допусках и рабочих характеристиках при переходе от холодного состояния к теплому, как раньше, а крайние случаи, по сути, решаются с помощью программирования ЭБУ. Ваш сценарий движения по крутому склону с холодным двигателем совсем не похож на сценарий холодного запуска: масло будет находиться под давлением всё время, а ЭБУ будет соответствующим образом регулировать температуру и работу двигателя.
  1. @dwizum Принято считать, что частые холодные запуски (= поездки на короткие расстояния) сокращают срок службы двигателя. Теперь я могу представить, что поездка на 15 миль с уклоном в 7 % с холодным двигателем зимой на 3000 оборотах — это как сотня холодных запусков или даже больше. Мой вопрос: действительно ли это так, и если да, то помогает ли работа на холостом ходу перед спуском? Сколько нужно работать на холостом ходу: 1 минуту или лучше 10? Если, наоборот, длительные спуски с холодным двигателем — это нормально, то я хотел бы знать, почему так происходит: предполагается, что с холодным двигателем нужно обращаться бережно (низкая нагрузка, никаких высоких оборотов).
  1. @Solar Mike — у меня тоже дизельный автомобиль, но когда я торможу двигателем на крутом спуске, не трогая педаль газа и не допуская снижения оборотов двигателя до уровня холостого хода или ниже, топливо в цилиндры не впрыскивается. В этом нет необходимости: двигатель и так работает на оборотах выше холостого хода из-за уклона и включенной передачи.
  1. @HandyHowie правда... не знаю, что ты имеешь в виду.
  1. @SolarMike Вы сказали: «Могу гарантировать, что при спуске с горы топливо всё равно расходуется». Это неправда.
  1. @HandyHowie, то есть вы хотите сказать, что это бензин — в исходном сообщении это не указано... у меня дизельное топливо...
  1. @SolarMike «Большинство современных бензиновых автомобилей полностью перекрывают подачу топлива при движении накатом (с выключенным двигателем) на передаче» — en.wikipedia.org/wiki/Энергоэффективное_вождение
  1. Ладно, признаю, я это исправил. Но совет парня из Volvo, скорее всего, актуален по крайней мере для обычных (неарктических) зимних условий.
  1. Ваша интерпретация Arctic из той статьи немного притянута за уши. Там говорится лишь о том, что Volvo тестирует свои автомобили в арктических условиях, а не о том, что эти советы применимы в Арктике.
  1. «Приносит больше вреда, чем пользы, даже в «арктических» условиях (см. статью по ссылке). Причина в том, что на холостом ходу двигатель работает с неоптимальной смазкой (холодное масло при низком давлении)». Полная чушь от человека, который никогда не зарабатывал на жизнь ремонтом двигателей.
  1. Я думаю, что в какой-то момент отдача от вложенных средств снижается, и практичность (то есть возможность прогреть салон автомобиля до комфортной температуры) перевешивает очень, очень незначительные потенциальные различия в таких вещах, как эффективность или износ двигателя. Вы действительно ищете полностью оптимизированный ответ? Если да, то по каким конкретным критериям? Или вам нужен «достаточно хороший» ответ для «реального мира»?
  1. Лично меня интересует Citroen Berlingo с турбированным бензиновым двигателем PureTech, который зимой спускается по длинным склонам (приведенный выше пример характерен для того, чем я занимаюсь).
  1. Могу гарантировать, что при спуске с горы топливо всё равно расходуется, в отличие от вашего последнего абзаца, где вы говорите, что «топливо не впрыскивается», тем более что, если я выжму сцепление, двигатель продолжит работать...
  1. В арктических условиях часто используется подогреватель блока цилиндров. Кроме того, как вы отметили, ответ может зависеть от типа двигателя: дизельный, с турбонаддувом и т. д. Какие сценарии и конфигурации двигателей представляют наибольший интерес?
Вы уже ответили на этот вопрос