Вопрос

Почему я могу выключить передачу без педали сцепления только при замедлении движения?

Я заметил кое-что странное в своей машине с механической коробкой передач (Renault Clio 3).



Любую передачу можно плавно выключить без использования педали сцепления, но только при замедлении автомобиля (т. е. когда двигатель работает как тормоз, а не как тяговый механизм).



Может ли кто-нибудь объяснить это с точки зрения механики? Я примерно представляю, как работает трансмиссия, но не могу объяснить, почему она срабатывает только при замедлении. Кто-нибудь замечал такое в разных автомобилях? Кроме того, вредно ли это для коробки передач?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/73342/why-can-i-disengage-transmission-without-clutch-pedal-only-when-decelerating

4 Комментария

  1. Поскольку в начале моей водительской карьеры у меня отказало сцепление, я могу подтвердить, что можно переключать передачи или разъединять их без использования педали сцепления, но не без использования педали акселератора.



    Ответ кроется в разнице прилагаемых усилий. Когда вы ускоряетесь, от двигателя передаётся значительная сила. Чтобы безопасно разъединить двигатель и трансмиссию, нужно выжать сцепление.



    Когда вы замедляетесь, двигатель замедляет автомобиль, но не так эффективно, как при торможении, и только инерция автомобиля (вместе с уклоном дороги) оказывает воздействие на трансмиссию.



    Если вы ехали под уклон на высокой скорости и отпустили педаль акселератора, на трансмиссию будет воздействовать большая сила. Если вы не рассчитали время, сила может оказаться слишком большой для отключения сцепления.



    Переключение на более высокую передачу без использования сцепления возможно. Увеличьте скорость до уровня, при котором требуется переключение на более высокую передачу. Отпустите педаль акселератора, выключите передачу и переведите рычаг в положение следующей передачи. В этот момент двигатель замедляется и в конце концов достигает оборотов, необходимых для соответствия оборотам трансмиссии, после чего синхронизатор поможет включить передачу, и вы завершите переключение.



    При переключении на пониженную передачу процесс немного сложнее. Отключите сцепление при замедлении аналогичным образом, но при переходе на следующую пониженную передачу необходимо резко нажать на педаль газа, чтобы увеличить обороты двигателя и привести их в соответствие с оборотами трансмиссии. Синхронизатор снова поможет, но выбор времени будет гораздо более критичным.



    Гораздо проще использовать сцепление. Если вы не рассчитаете время, зубья шестерён будут изношены/повреждены, по крайней мере при переключении на пониженную передачу. При простом разъединении вероятность повреждения ниже.


  1. +1 Я бы добавил, что причина, по которой (при нагрузке) рычаг переключения передач двигается с трудом, заключается в трении на зубьях шестерён. При ускорении (или замедлении на крутом подъёме) трение на шестернях слишком велико, чтобы они могли плавно разъединяться. Уменьшение нагрузки за счёт сброса газа или выключения сцепления устраняет трение на зубьях шестерён.
  1. Ранее уже задавалось много похожих вопросов. При наличии практики вы также можете включить передачу без сцепления, если правильно подберёте обороты двигателя. В любом случае, когда между зубьями шестерни нет силы, то есть когда шестерни вращаются с одинаковой скоростью, ничего страшного не происходит. При правильном выполнении никаких повреждений трансмиссии не будет. При неправильном выполнении существует большая опасность износа зубьев шестерни или чего-то похуже.
  1. Я могу вывести машину из режима движения, как ускоряясь, так и замедляясь... Но лучше всего держать педаль газа в нейтральном положении.
Вы уже ответили на этот вопрос