Вопрос

Действительно ли необходима смазка для цепи мотоцикла?

Смазка цепи — безусловно, одна из самых простых задач по техническому обслуживанию для владельца мотоцикла, однако я часто задаюсь вопросом, насколько это необходимо.



Могут ли возникнуть какие-либо негативные последствия из-за того, что цепь никогда не смазывали?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/3517/is-motorcycle-chain-lubrication-absolutely-necessary

8 Комментариев

  1. Недостаток смазки приводит к преждевременному износу цепи и звездочек, а также к снижению эффективности трансмиссии. Однако в данном случае важнее всего обеспечить безопасность.


    Безопасность


    Крайне важно следить за чистотой и смазкой цепи, чтобы предотвратить катастрофический сбой, который в лучшем случае приведёт к обрыву цепи, а в худшем — к заклиниванию и блокировке трансмиссии, что может привести к травмам, смерти и/или повреждению двигателя.


    В этой информативной статье о техническом обслуживании цепи говорится о выходе цепи из строя из-за высыхания или другого износа уплотнений звеньев (большинство современных цепей имеют внутреннюю смазку, но также требуют внешней очистки и смазки, чтобы уплотнители оставались свежими, а трение и выделение тепла были минимальными):



    Уплотнение (уплотнения), удерживающее смазку для одного или нескольких роликов, выходит из строя. К типичным причинам относятся: истирание (например, песок, попадающий между уплотнением и одной из пластин); трение (тепло, выделяющееся из-за недостаточной смазки снаружи уплотнений, когда пластины трутся о них); воздействие погодных условий и старение (уплотнение высыхает, трескается) или другие нагрузки (например, химическое воздействие нафты или других агрессивных химических веществ).


    Основной способ предотвратить подобные поломки — регулярно очищать цепь (а значит, и уплотнения) от песка, грязи и других загрязнений, а также обеспечивать надлежащую внешнюю смазку (чтобы минимизировать трение на стыке уплотнения и пластины и поддерживать уплотнения в хорошем состоянии).



    Износ и эффективность


    Приведённые выше рекомендации по поддержанию цепного привода в чистоте и смазке относятся к общим мерам по предотвращению преждевременного износа и поддержанию эффективности. Даже если цепь тщательно очистить, невозможно предотвратить её загрязнение пылью, песком, грязью, солью, водой, дорожной пылью и другими абразивными или коррозионными веществами, поэтому какая-то защита всё равно необходима. Кроме того, движущиеся части (ролики и пластины, соприкасающиеся друг с другом, а также со звёздочками) создают дополнительное трение и нагреваются, если их не смазывать.


    Эффективность цепного привода — сложная штука. Исследования различных аспектов этой темы немногочисленны. Чаще всего упоминается британский эксперимент 1930-х годов, в ходе которого измерялась эффективность незагерметизированной велосипедной цепи в масляной ванне при постоянной мощности. Было установлено, что она составляет более 98%. Однако это идеальные условия, которые редко встречаются в реальной жизни (загерметизированный внутри двигателя цепной привод — одна из немногих таких ситуаций). Кроме того, на реальную эффективность влияют температура (цепи с уплотнительным кольцом работают намного лучше при нагреве, так как смазка внутри становится менее вязкой), скорость (на высоких скоростях, как указано в этой публикации, «эффективность передачи может снижаться до 85 % из-за инерционного натяжения»), неравномерное распределение мощности и другие факторы.


    Но большинство авторитетных источников по-прежнему утверждают, что отсутствие смазки (как внешней, так и внутренней) снижает эффективность и срок службы цепи при прочих равных условиях.


  1. @SparKotॐ Судя по всему, владелец сайта умер, и большинство лишних страниц было удалено, так что мне придётся найти замену или пометить, что ссылка больше не работает.
  1. URL-адрес motorcycleanchor.com/motorcycle/how_to/mc_chains.html не работает
  1. Я имел в виду звёздочки и отредактирую пост, чтобы указать на это.
  1. Просто вопрос... когда вы говорите «шестерёнки»... вы имеете в виду звёздочки или саму коробку передач?
  1. Если цепь не смазывать, она будет изнашиваться раньше времени. Цепь не растягивается, но увеличивается в длине по мере износа штифтов и втулок. Это приводит к изменению расстояния между роликами. По мере увеличения длины цепи она перестанет соответствовать шагу ведущих звездочек, и звездочки будут изнашиваться раньше времени. Если вы затем замените цепь, она будет изнашиваться старыми звездочками. Все это означает, что цепь нужно смазывать, чтобы она служила дольше.Заменяйте цепь по мере её износа, чтобы продлить срок службы звёздочек. Износ цепи можно измерить, приложив линейку к любой точке цепи, например к концу звена или к центру штифта. Посмотрите на точку, расположенную на расстоянии 12 дюймов, вы должны находиться в той же точке, в центре штифта и т. д. До 12-1/8 — это нормально, но если показатель достигает 12-1/4, цепь пора заменить.


  1. Чем лучше смазана цепь, тем дольше она прослужит. Это не значит, что если вы пропитаете её маслом, то она будет работать лучше. В итоге вы просто забрызгаете маслом заднюю покрышку. Однако с тех пор, как я установил систему автоматической смазки (доступны и другие системы автоматической смазки) мне почти не приходилось регулировать цепь (что снизило её износ).
  1. Пример того, что может произойти из-за плохого обслуживания цепи youtube.com/watch?v=puFQcyryba4
Вы уже ответили на этот вопрос