Действительно ли необходима смазка для цепи мотоцикла?
Смазка цепи — безусловно, одна из самых простых задач по техническому обслуживанию для владельца мотоцикла, однако я часто задаюсь вопросом, насколько это необходимо.
Могут ли возникнуть какие-либо негативные последствия из-за того, что цепь никогда не смазывали?
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/3517/is-motorcycle-chain-lubrication-absolutely-necessary
Недостаток смазки приводит к преждевременному износу цепи и звездочек, а также к снижению эффективности трансмиссии. Однако в данном случае важнее всего обеспечить безопасность.
Безопасность
Крайне важно следить за чистотой и смазкой цепи, чтобы предотвратить катастрофический сбой, который в лучшем случае приведёт к обрыву цепи, а в худшем — к заклиниванию и блокировке трансмиссии, что может привести к травмам, смерти и/или повреждению двигателя.
В этой информативной статье о техническом обслуживании цепи говорится о выходе цепи из строя из-за высыхания или другого износа уплотнений звеньев (большинство современных цепей имеют внутреннюю смазку, но также требуют внешней очистки и смазки, чтобы уплотнители оставались свежими, а трение и выделение тепла были минимальными):
Износ и эффективность
Приведённые выше рекомендации по поддержанию цепного привода в чистоте и смазке относятся к общим мерам по предотвращению преждевременного износа и поддержанию эффективности. Даже если цепь тщательно очистить, невозможно предотвратить её загрязнение пылью, песком, грязью, солью, водой, дорожной пылью и другими абразивными или коррозионными веществами, поэтому какая-то защита всё равно необходима. Кроме того, движущиеся части (ролики и пластины, соприкасающиеся друг с другом, а также со звёздочками) создают дополнительное трение и нагреваются, если их не смазывать.
Эффективность цепного привода — сложная штука. Исследования различных аспектов этой темы немногочисленны. Чаще всего упоминается британский эксперимент 1930-х годов, в ходе которого измерялась эффективность незагерметизированной велосипедной цепи в масляной ванне при постоянной мощности. Было установлено, что она составляет более 98%. Однако это идеальные условия, которые редко встречаются в реальной жизни (загерметизированный внутри двигателя цепной привод — одна из немногих таких ситуаций). Кроме того, на реальную эффективность влияют температура (цепи с уплотнительным кольцом работают намного лучше при нагреве, так как смазка внутри становится менее вязкой), скорость (на высоких скоростях, как указано в этой публикации, «эффективность передачи может снижаться до 85 % из-за инерционного натяжения»), неравномерное распределение мощности и другие факторы.
Но большинство авторитетных источников по-прежнему утверждают, что отсутствие смазки (как внешней, так и внутренней) снижает эффективность и срок службы цепи при прочих равных условиях.