Вопрос

Допустимый дисбаланс колеса для дорожного/спортивного мотоцикла

TLDR


С учётом как безопасности вождения, так и механических нагрузок, является ли дисбаланс колеса в 50 г (~2 унции) безопасным порогом для обычного дорожного мотоцикла? Изменится ли этот показатель, если мы будем рассматривать мотоциклы, способные развивать скорость более 300 км/ч?


Под «дисбалансом в 50 г» я подразумеваю такой дисбаланс, который можно устранить, прикрепив груз весом 50 г в соответствующем месте на ободе.




Один парень из шиномонтажа сказал мне, что балансировка мотоциклетных колёс после замены шины — это, по сути, пустая трата времени и балансировочных грузиков, остатки клея от которых иногда очень сложно удалить.


Он добавил, что на обычном дорожном мотоцикле (с 17-дюймовыми колёсами) дисбаланс веса до 50 г не вызывает никаких проблем и что современные технологии производства колёс и шин позволяют уложиться в этот допуск.


Я был настроен скептически, но не смог найти официальных данных от производителей, поэтому прикрепил к внутренней стороне переднего колеса камень весом 50 г и разогнался до скорости, которую можно развить на открытых дорогах. Я был удивлён тем, что не смог заметить никакой разницы ни при каких обстоятельствах, в частности, я не почувствовал никакой дополнительной вибрации, даже если бы очень старался.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/77385/tolerance-on-the-wheel-imbalance-for-a-road-sport-motorcycle

0 Комментариев

  1. Производители редко указывают максимальный дисбаланс, но в копии руководства по обслуживанию Kawasaki H2 (которое мне удалось найти в интернете здесь) я с радостью обнаружил, что максимальный допустимый дисбаланс составляет 10 граммов. Обратите внимание, что 10 г — это также минимальный вес балансира, официально заявленный компанией Kawasaki.


    Динамическую силу, создаваемую неуравновешенным колесом, можно приблизительно рассчитать [1] по формуле:



    F = mv² / r



    где r — радиус колеса, m — неуравновешенная масса, а v — скорость транспортного средства.


    Теперь H2 поставляется со стандартными 17-дюймовыми колёсами и легко разгоняется до 300 км/ч. Подставив эти значения в приведённую выше формулу, а также учитывая дисбаланс в 10 г, мы получим силу в ~320 Н. При скорости 130 км/ч та же сила возникает при дисбалансе в ~53 г. Обратите внимание, что в это число, скорее всего, заложен некоторый запас прочности.


    Из этого анализа можно сделать вывод, что дисбаланс в 50 граммов находится в пределах допустимых производителем значений для разрешённых дорожных скоростей и, следовательно, может считаться безопасным (по крайней мере, для Kawasaki H2, но, вероятно, и для многих других моделей с хорошей сборкой, учитывая факторы безопасности). Однако следует быть более внимательным к балансировке, если вы планируете ездить по треку или по немецкому автобану. По данным Kawasaki, максимально допустимый дисбаланс для скоростей выше 300 км/ч составляет 10 граммов.




    [1] В этой формуле не учитываются различные радиусы точки контакта шины с поверхностью и расположение дисбаланса.


  1. @Moab Возможно, вы путаете угловую и тангенциальную скорости. Представьте себе бесконечно большое колесо. Вы можете задать любую скорость движения, но колесо будет вращаться бесконечно медленно. И какой бы дисбаланс ни был у колеса, он не будет иметь значения, если колесо неподвижно.
  1. @DarioP это неправда.
  1. @Moab Для транспортных средств, движущихся с одинаковой скоростью, колёса большего диаметра должны быть менее чувствительными.
  1. @alephzero при скорости 130 км/ч должно быть около 300 Н, но и что с того? Статическая нагрузка (которую подшипники воспринимают как динамическую во время движения автомобиля) намного больше, не говоря уже о резком торможении.
  1. @SolarMike Что такое допустимый дисбаланс колеса?
  1. «И что современные процессы производства колёс и шин обеспечивают соблюдение этого допуска». Чушь собачья, балансируйте колесо в сборе с шиной. 1 унция дисбаланса создаёт 10 фунтов биения на 15-дюймовом колесе, и этот показатель увеличивается с ростом диаметра.
  1. Такой уровень дисбаланса эквивалентен ударам 10-фунтового молотка по подшипнику колеса по несколько сотен раз в минуту. Если подшипник колеса и подвеска поглощают эти удары, и вы их не чувствуете, то всё в порядке, но спросите себя, действительно ли нужно так обращаться с велосипедом, чтобы сэкономить несколько долларов на балансировке.
  1. Так о чём ты спрашиваешь?
Вы уже ответили на этот вопрос