Вопрос

Можно ли использовать солёную воду вместо антифриза?

Ключевая особенность антифриза, как следует из названия, заключается в том, что он не замерзает.


Когда я был ребёнком, мой отец летом заливал в радиатор своего Oldsmobile Cutlass 1967 года выпуска обычную воду. Это работало. Антифриз он использовал только зимой.


Поскольку соль значительно снижает температуру замерзания воды с 32 до -6 °F (с 0 до -21 °C) [1], можно ли использовать солёную воду в качестве дешёвой альтернативы антифризу зимой и при отрицательных температурах?



  1. https://van.physics.illinois.edu/qa/listing.php?id=18774&t=lower-freezing-point-to--10%B0f#:~:text=Существует%20только%20определённое%20количество,%20или%20%2D6%C2%B0F.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/81913/can-salt-water-be-used-in-place-of-antifreeze

42 Комментария

  1. Я не слышал о том, чтобы для охлаждения двигателей внутреннего сгорания использовали солёную воду.


    Но солёная вода используется в качестве охлаждающей жидкости в коммерческом холодильном оборудовании. Её можно найти в крупных супермаркетах или офисных центрах, поскольку очень удобно, когда всё оборудование в супермаркете подключено к общей сети охлаждения.


    Например, они используют большие промышленные чиллеры, установленные снаружи здания (на крыше или на прилегающей территории), и подают солёную воду по обычным водопроводным трубам в здание, где к этим трубам подключены промышленные холодильники и блоки кондиционеров.


  1. Главное, что пришло на ум, - это ржавчина. Соленая вода вызывает это во многих металлах. Поэтому вам нужно изучить материал. Помните, что обычно вам нужно наличие железа (для наиболее часто используемых сплавов) для предотвращения образования ржавчины (но не окисления, что совсем другое дело). Итак, сталь или железо любого вида, и я бы не стал класть к ним соль. Вероятно, безопаснее использовать медь, алюминий, титан и т.д.


    Летом можно использовать обычную воду. Зимой лучше всего использовать антифриз, если только вы не уверены, что металл не заржавеет, как написано выше. Есть и другие альтернативы антифризу, но в основном это просто формы спирта (этиленгликоля), который, по сути, и является антифризом.


  1. Большинство современных двигателей имеют алюминиевые головки (или другие компоненты) для снижения веса и требуют обязательного использования антифриза в системе охлаждения из-за его антикоррозийных свойств. Алюминиевые головки при нагревании подвержены коррозии, и использование водопроводной воды, даже временное, может привести к возникновению коррозии.


    Используйте антифриз, если не хотите платить за новый двигатель (или хотя бы за прокладки головки блока цилиндров). Выбирайте качественный антифриз, особенно если у вас алюминиевые головки блока цилиндров — при использовании некачественного антифриза со временем может возникнуть коррозия. Охлаждающую жидкость нужно менять лишь время от времени: возможно, раз в 2 года для зелёного антифриза и раз в 5 лет для антифриза с длительным сроком службы. Таким образом, затраты на правильную эксплуатацию будут минимальными.


    По крайней мере в двух случаях я наблюдал, как после использования водопроводной воды в алюминиевом двигателе в течение месяца или двух возникали проблемы при переходе обратно на антифриз. Например, накипь в двигателе поднималась и оседала в радиаторе, что приводило к его засорению. Таким образом, даже временное использование может иметь негативные последствия.


    Солёная вода, как уже писали другие пользователи, вызывает гальваническую коррозию и значительно ускоряет процесс коррозии по сравнению с водопроводной водой. Даже не рассматривайте такой вариант.


  1. Помимо того, что солёная вода вызывает коррозию, антифриз выполняет ещё одну функцию: его температура кипения выше, чем у воды.


  1. Я полагаю, что антифриз также служит смазкой для движущихся частей, если я правильно понимаю. Вода не является смазкой, а добавление соли может навредить этой детали.


  1. Многие бортовые дизели на парусных судах также охлаждаются сырой водой (непосредственно через блок, без внешнего теплообменника). Это не очень хорошо сказывается на долговечности, и такая система чаще встречается на пресноводных судах, чем на морских, но она определенно существует.
  1. @longneck, возможно, вы имеете в виду большие судовые двигатели. Все подвесные моторы используют охлаждение солёной водой с открытым контуром. Многие кормовые приводы тоже.
  1. Некоторые судовые двигатели охлаждаются непосредственно забортной водой, а некоторые из них могут работать и в солёной воде.


    В остальном ответ @Harper наиболее точен.


    Редактировать: Если бы мне было крайне необходимо путешествовать в условиях минусового замерзания (или любых других условиях, когда доступна только, например, морская вода), я бы очень постарался. Несколько часов пребывания в соленой воде не могут быть такими же вредными, как 10 лет использования итальянского антифриза.


    Если автомобиль стоит дороже, чем его вес в качестве металлолома, можно промыть систему охлаждения от соли.


  1. Раствор соли (хлорида натрия) использовался и часто используется до сих пор в качестве утяжелителя/балласта в шинах тракторов и другой техники в качестве дешёвой альтернативы антифризу зимой.


    Очень едкая субстанция, вызывающая сильную коррозию металлов, не подготовленных к этому. Я бы ни за что не хотел, чтобы это попало в блок цилиндров!


    Интересно, что в настоящее время наблюдается тенденция к использованию антифриза и других менее агрессивных жидкостей.


    Источники: личный опыт и любой поиск по запросу «шины с жидким наполнителем».


  1. Ужасная идея.


    Соль выпадет в осадок и забьет ребра радиатора


    Конечно, вы знаете, что в воде можно растворять такие вещества, как соль. Вы, вероятно, также знаете, что существует предел того, сколько вещества может раствориться, — это называется насыщением. Насыщение зависит от температуры.


    Если вы насытите тёплую воду веществом, а затем дадите ей остыть, это вещество выпадет в осадок — в случае с солью оно кристаллизуется на твёрдой поверхности. Где это произойдёт? Там, где холоднее всего, а поскольку в вашем случае температура должна быть ниже 0 °C/32 °F, это будет в радиаторе, внутри тонких каналов.


    Это идеальный рецепт для засорения радиатора.


    Но что ещё более тревожно, если соли нет в воде, она становится более уязвимой к замерзанию. Чем холоднее погода, тем хуже работает этот «антифриз».


    Кроме того, это приведёт к коррозии.


    Как уже говорилось в ответе Paulster2.


    Вы можете защитить двигатель цинковыми пластинами, и вы уже это делаете — в радиаторе много цинка. Радиатор пожертвует собой ради спасения двигателя, так что это всё равно хорошая новость.


  1. Э-э... ни в коем случае. Солёная вода вызовет коррозию в блоке двигателя. Солёная вода — это электролит, поэтому она проводит электрический ток, что приводит к электролизу. Кроме того, она может выдерживать более низкие/высокие температуры, чем обычная вода, но не так хорошо, как антифриз. Антифриз обычно выдерживает температуру до -40 °F / -40 °C, а также защищает двигатель от электролиза и коррозии. Я бы использовал обычную воду, а не солёную... это не то, что полезно для вашего двигателя.


  1. Нет, в судовых двигателях, охлаждаемых солёной водой, используются теплообменники, которые предотвращают попадание соли в двигатель.
  1. Солевые растворы также имеют более высокую температуру кипения.
  1. На самом деле это раствор хлорида кальция. Я помню это с детства, когда жил на ферме, и поиск, который вы порекомендовали, это подтверждает.
  1. Единственная движущаяся часть, с которой контактирует антифриз, — это насос охлаждающей жидкости. Известно, что он работает более или менее одинаково как на ржавой воде, так и на чистой.
  1. Нет, вы имеете в виду моторное масло.
  1. @TooTea Спасибо. Да, эта голубая линия, безусловно, объясняет происхождение Mountain Dew :)
  1. Хороший ответ, но ваш пример с холодным чаем не совсем корректен. Это вопрос кинетики, а не равновесия. При наличии достаточного количества времени сахар растворяется до смешного даже в ледяной воде. См. рис. 4 в этой статье ван дер Смана. Голубая линия — это линия растворимости. Обратите внимание, что она остаётся выше 60 % массовой доли сахарозы (1,5 кг сахарозы в литре воды) вплоть до точки замерзания.
  1. @J... — солёная вода замёрзнет при «отрицательных температурах» ... По крайней мере, в мире, где используется шкала Фаренгейта (а таких меньшинство :о)
  1. Я бы не сказал абсолютно нет. Если бы вы застряли при минусовой температуре и у вас был бы исправный автомобиль без охлаждающей жидкости, но с солёной водой, которую можно было бы в него залить, то ДА, это сработало бы. Конечно, это вывело бы автомобиль из строя, но если бы он был вам крайне необходим, чтобы куда-то добраться, и это стоило бы того, чтобы не оказаться в затруднительном положении, то это могло бы стать жизнеспособным экстренным решением. Если бы у вас была обычная вода, было бы лучше: вы могли бы залить её в радиатор после того, как прогреете двигатель в течение минуты, и снова слить её, когда доберётесь до места назначения. Но даже если у вас только солёная вода, это всё равно сработает.
  1. Возможно, стоит упомянуть, что солёная морская вода замерзает при температуре 0 °F
  1. @Pᴀᴜʟsᴛᴇʀ2: Насколько я знаю, существуют системы охлаждения с расходуемыми анодами. В книге «Миллиардер и механик» в какой-то момент упоминается, что это «изобретение», позаимствованное из морской инженерии.
  1. По сути, это решение в стиле Макгайвера, если вам нужно всего лишь сделать несколько кликов за пределами вражеской территории.
  1. Подводные лодки имеют различные покрытия, они точно не сделаны из чистого металла @supercat.
  1. @supercat — я бы определённо согласился с такой оценкой.
  1. @Pᴀᴜʟsᴛᴇʀ2: Конечно, я не пытался сказать, что это было бы практично, скорее я хотел сказать, что использование солёной воды относится к категории «возможных, но непрактичных». Я не удивлюсь, если в некоторых двигателях, предназначенных для использования в отдалённых районах, будут установлены расходуемые аноды, позволяющие использовать солёную воду в экстренных случаях или даже на постоянной основе (например, в топливном насосе для перекачки океанской воды).
  1. @supercat — будут ли они работать? Возможно... однако я уверен, что вам придётся не только купить цинковый анод, но и правильно его установить, а в системе охлаждения для этого нет места. И то, и другое обойдётся вам дороже, если вы изначально будете использовать правильный антифриз.
  1. @Harper-ReinstateMonica: думаю, в новых подводных лодках так и делают, но по крайней мере, когда мой отец служил на флоте (в 1960-х), для защиты от коррозии использовались цинковые стержни. По сути, идея заключается в том, что вся гальваническая коррозия концентрируется в легко заменяемых цинковых стержнях, а не распространяется повсеместно.
  1. @supercat На самом деле в судостроении покрытие днища имеет большое значение. Для него используется специальная краска, которая отличается от краски для верхней части корпуса. На подводных лодках также есть всевозможные другие покрытия, и под «покрытиями» я подразумеваю современное антиэховое покрытие.
  1. @JourneymanGeek: насколько сильно солёная вода будет разъедать двигатель и радиатор, если к металлической конструкции прикрепить пару цинковых пластин и менять их через определённые промежутки времени? Я не говорю, что это будет так же практично, как антифриз, но, насколько я понимаю, подводные лодки сделаны из неокрашенной стали и, конечно же, проводят много времени в солёной воде.
  1. Это означало бы гальваническую коррозию, которая могла бы привести к разного рода «забавным» последствиям
  1. Кроме того, в контуре охлаждения используется несколько разных металлов: радиатор из меди или медного сплава, блок из чугуна или алюминиевого сплава, головка из чугуна или сплава, и даже прокладки могут быть разными...
  1. @Pᴀᴜʟsᴛᴇʀ2 Думаю, это зависело от того, где вы находились. В инструкции к моему трактору Farmall Super A 1950-х годов в разделе о зимнем использовании говорится о том, что в конце рабочего дня нужно сливать воду из радиатора, а перед запуском снова наполнять его. Однако в инструкции также отмечается, что использование этиленгликоля улучшит эффективность охлаждения в летнее время и уменьшит испарение, а зимой с ним будет меньше хлопот. Так что вы правы, он существовал, но, возможно, был слишком дорогим или дефицитным в некоторых местах.
  1. @Mast Зависит от вида. Обычно используется этиленгликоль, который является спиртом. Только не питьевым. Этанол до сих пор иногда используется в очень холодную погоду. Но да, при летней температуре он, как правило, испаряется, и остаётся только вода.
  1. @Perkins - Вы, должно быть, говорите о транспортных средствах 100-летней давности ... Этиленгликоль ("зеленое" вещество) начал использоваться в автомобилях в 1937 году. Другой его формой была окись этилена, которая использовалась в 1923 году. Информацию можно найти здесь.
  1. @Перкинс Алкоголь? Учитывая, что двигатели могут сильно нагреваться, а у алкоголя относительно низкая температура кипения, не вызовет ли это других проблем?
  1. Большинство «антифризов» на самом деле называются как-то вроде «антифриз и летняя охлаждающая жидкость с ингибитором коррозии».
  1. Даже обычная «простая вода» — не лучшая идея, потому что в ней всё равно может содержаться небольшое количество солей и минералов. Поэтому в качестве охлаждающей жидкости (или для разбавления антифриза) используют дистиллированную воду.
  1. @spuck в старых автомобилях обычно была предусмотрена система отвода избыточного тепла при высокой нагрузке за счёт испарения. Летом вы использовали обычную воду и доливали её по мере необходимости. Зимой вы добавляли немного этанола или изопропанола, чтобы предотвратить замерзание. Весной из-за повышения температуры спирт испарялся, и в радиаторе снова оставалась только вода. Те, кто не мог позволить себе алкоголь зимой, сливали воду из радиатора после выключения двигателя, а затем снова заливали её перед запуском.
  1. Зачем твоему отцу менять охлаждающую жидкость дважды в год? Это же не значит, что нужно сливать воду из радиатора и менять её дважды в год. Ты уверен, что не путаешь и не видел, как он доливал воду только при перегреве, ну, знаешь, летом?
  1. Не стоит регулярно доливать воду в радиатор. Конечно, если вы, кхм, уже в зрелом возрасте (как я) и ваш отец предпочитал покупать подержанные машины (как мой), то, возможно, вы видели, как он доливал воду в радиатор на машине 70-х годов, из которой при горячем двигателе выходил пар. В наши дни это замкнутый цикл, и вам не нужно ничего доливать в радиатор — вода там уже есть.
  1. Обратите внимание, что во многих современных водяных насосах охлаждающая жидкость используется в качестве смазки, поэтому использование обычной воды может со временем привести к поломке насоса. Очевидно, что это лучше, чем оставлять радиатор без охлаждающей жидкости, и технически можно использовать другие смазочные присадки. Но на самом деле в современном двигателе всегда должно быть хотя бы немного антифриза, иначе он выйдет из строя. Если у вас нет антифриза, лучше всего использовать какой-нибудь спирт. Обратите также внимание, что антифриз выполняет функцию защиты от кипения, что крайне важно для некоторых двигателей, температура в которых превышает 195 градусов.
Вы уже ответили на этот вопрос