Вопрос

Может ли коробка передач выйти из строя, если слишком сильно нажимать на рычаг переключения передач при сломанной муфте?

Вчера мне не повезло: сцепление отказало, когда я был в нескольких милях от дома. Педаль сцепления начала сильно вибрировать, а затем после резкого щелчка у меня пропали передачи. Я не знал, что можно выключить двигатель, выбрать передачу, а затем снова включить её, так как со мной такое случилось впервые. Я выжал сцепление и с дополнительным усилием попробовал включить все передачи, иногда выжимая сцепление, иногда просто удерживая педаль в нажатом положении, пока наконец не смог включить вторую передачу. Я не прилагал чрезмерных усилий к рычагу переключения передач, но он определённо сопротивлялся. После того как я заглушил двигатель, я попробовал включить все передачи без нажатия на педаль сцепления, и все они включились довольно плавно. 5-я и 6-я передачи включаются немного сложнее, чем с 1-й по 4-ю и заднюю, но всё же включаются, и рычаг переключения передач не выскакивает.


Мог ли я повредить что-то внутри коробки передач из-за этих насильственных попыток включить передачу? То, что 5-ю и 6-ю передачи немного сложнее включить при выключенном двигателе, вызывает у меня беспокойство. Или это нормально, что они включаются немного сложнее, чем, например, 1-я и задняя? Что я могу проверить? Мой механик заберёт машину на следующей неделе, так как он в отпуске, и я немного волнуюсь, но он сказал, что, скорее всего, вышел из строя какой-то подшипник (выжимной, первичный вал?). А ты как думаешь?


Автомобиль дизельный, с двигателем DMF, 6-ступенчатой коробкой передач Alfa 147 C630.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/83676/could-gearbox-be-damaged-by-pushing-gear-lever-too-hard-with-broken-clutch

13 Комментариев

  1. Механические коробки передач надёжны и с самого начала появления моторизованных транспортных средств значительно опережали автоматические. Повредить шестерни механической коробки передач силой, каким бы сильным ни был человек, крайне сложно, так как шестерни буквально «разговаривают» с вами, издавая скрежещущие звуки. Вероятно, у вас износился диск сцепления или вышла из строя гидравлическая система, которая обеспечивает включение/выключение сцепления при нажатии/отпускании педали. Гидравлическая система работает так же, как и гидравлические тормоза.


    Тот факт, что вы можете переключать передачи, не нажимая на педаль сцепления, является общепринятым способом отличить проблему с коробкой передач и механизмом переключения от, скорее всего, неисправного главного или рабочего цилиндра сцепления или изношенного диска сцепления. Это типичная проблема для механических коробок передач с гидравликой и изношенными дисками сцепления при обычной езде. Если гидравлика сцепления неисправна, гидравлическое масло будет вытекать и оставлять характерные лужи на земле. В гидравлике сцепления используется тормозная жидкость.


  1. Да, вы можете повредить коробку передач, «принудительно» перемещая рычаг. Чаще всего повреждаются вилки переключения. Это детали в форме вилки, которые перемещают шестерни вдоль валов для зацепления с другими шестернями. Когда вы нажимаете на рычаг с силой, на вилки приходится избыточная нагрузка, и они могут погнуться или сломаться.


    Вы поймёте, что они повреждены, потому что коробка передач перестанет переключаться на определённые передачи или переключение будет затруднено.


    К сожалению, для ремонта обычно требуется снять и разобрать коробку передач.


  1. Да, очень распространённая проблема в моей машине — это втулки на концах тяг, из-за которых рычаг переключения передач становится жёстким, ему сложнее переключаться на нужную передачу и возвращаться в нейтральное положение. Я решил сделать это, пока коробка передач снята, и заодно заменить масло и все изношенные втулки в качестве профилактического обслуживания. Я бы хотел, чтобы демонтаж коробки передач был включён в мои расходы только один раз, чтобы можно было починить большинство деталей, даже те, которые не нуждаются в срочном ремонте.
  1. Доверенный механик мог бы сделать первоначальное предположение, например, о том, что проблема в выжимном подшипнике, в то время как другие могут предложить разобрать коробку передач. Один предложит недорогое решение, а другой воспользуется тем, что вы не разбираетесь в неисправностях механической коробки передач. Я поискал информацию о вашем автомобиле и просмотрел одно видео о ремонте рычажного механизма, который заедал, так как рычаг переключения передач двигался не так, как обычно. Специалистами по конкретным автомобилям являются либо дилеры, либо мастера по ремонту, которые лучше знакомы с конкретной моделью.
  1. Солар Майк, ваш опыт работы с механическими коробками передач не объясняет, как они могли выйти из строя. Тот факт, что у OP есть возможность переключать передачи при выключенном двигателе, скорее всего, указывает на повреждение вне коробки передач.
  1. Я перебрал механические коробки передач, заменил синхронизаторы и подшипники, а также некоторые шестерни, и я не согласен с тем, что они не могут быть повреждены.
  1. @Tisho, ты мог бы где-нибудь подчеркнуть эту связь...
  1. Не знаю, имеет ли это значение, но мне так и не удалось включить передачу. Я просто останавливался, как будто педаль сцепления не была нажата. Когда дело дошло до этого, я попытался включить передачу, но безуспешно. Я не дёргал изо всех сил, но всё же приложил некоторое усилие. Передачи не скрежетали, они просто упирались в препятствие, из-за которого не могли включиться.
  1. Спасибо за отзыв. Судя по симптомам, мне сказали, что вышел из строя выжимной подшипник. Скрежета шестерён не было слышно. Вы говорите, что они прочные, и это вселяет в меня надежду, потому что я очень переживаю, что мог погнуть переключатели. Машина без проблем переключается на любую передачу при выключенном двигателе, хотя 5-я и 6-я передачи переключаются тяжелее остальных. Может ли это быть нормальным явлением из-за синхронизаторов или чего-то ещё? Я не суперсильный и не оказывал сумасшедшего давления на переключатель, но определённо приложил к нему некоторую силу. В моменты паники мы делаем не самые разумные поступки, к тому же я не знал, как поступить лучше.
  1. Я не знаю другого способа убедиться в этом наверняка, кроме как вскрыть коробку передач и осмотреть вилки переключения. Однако я предполагаю, что вилки не погнуты, если только вы не приложили чрезмерное усилие при переключении.
  1. Понятно, ну, машина сейчас никуда не поедет, так что я не могу её протестировать. Что меня беспокоит — мне придётся снять коробку передач, чтобы заменить то, что вызвало проблему, а поскольку внутренние детали коробки передач находятся не в картере, мне придётся установить всё обратно, а затем проверить, нужно ли снова снимать коробку передач, чтобы заменить вилку? Есть ли способ проверить состояние деталей перед установкой нового сцепления/подшипника или чего-то ещё, что нужно заменить?
  1. Я не уверен, что «статические» тесты на смену режима работы будут репрезентативными для проблем, возникающих в процессе эксплуатации.
  1. Что ж, если при выключенном двигателе передачи включаются относительно легко, значит ли это, что поломка ещё не произошла? Я где-то читал, что при выключенном двигателе некоторые передачи включаются с трудом из-за неработающих синхронизаторов, и я надеюсь, что у меня такая же проблема с 5-й и 6-й передачами. Я заметил, что в первый раз было немного сложнее, но как только мне удалось включить передачу, дальше всё шло довольно легко. Не знаю, о чём это говорит.
Вы уже ответили на этот вопрос