Единичное значение крутящего момента в сравнении с крутящим моментом плюс угол (TA)
Производители автомобилей указывают разные способы затяжки для определённых болтов. Некоторые из них указывают только одно значение крутящего момента (например, 130 Н·м), в то время как другие предлагают использовать низкое значение крутящего момента (например, 40 Н·м) и угол поворота, равный 145 градусам. Я прочитал статью о разнице между этими двумя способами, но не смог до конца понять суть. Там говорилось что-то о растяжении болта при угловом повороте.
Мне нужно знать, что на самом деле происходит, когда вы затягиваете болт одноступенчатым методом с высоким крутящим моментом или двухступенчатым методом (с низким крутящим моментом + под углом)?
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/85374/single-torque-value-vs-torque-plus-angle-ta
Обычно несколько этапов затяжки связаны с тем, что используется несколько крепёжных элементов. Например, есть несколько болтов, которые удерживают головку на месте. Если затянуть каждый из них за один проход, крутящий момент будет распределяться неравномерно по всей головке, что приведёт к её деформации при первом запуске. Однопроходная затяжка обычно используется для элементов, которые должны быть надёжно закреплены только одним крепёжным элементом, например гайкой ступицы колеса. Поскольку всё крепится с помощью одного большого винта, вам нужно сделать это за один проход.
Что касается крепежа с пределом текучести (T2Y), который вы предлагаете и который сегодня используется многими производителями, то это одноразовый крепеж, который необходимо заменить. Есть небольшая разница между тем, что сказал Solar Mike, и их реальным назначением. Все болты растягиваются в процессе затяжки. Именно это растяжение обеспечивает надежную фиксацию.
Разница между болтами T2Y и обычными болтами заключается в том, что болты T2Y пластически деформируются. При затягивании они растягиваются, выходя за пределы своей первоначальной длины, но при этом надёжно удерживают деталь. После снятия они деформируются, и их нельзя использовать повторно (хотя найдутся те, кто будет клясться, что они в порядке, и использовать их снова... я бы не назвал это разумным решением, но каждому своё). Это связано с тем, что они уже растянуты и не смогут растянуться так же сильно снова.
Многопроходными крепёжными элементами могут быть как болты T2Y, так и обычные болты. Обычно, если вы видите болт с указанием крутящего момента и одного углового значения (в двухступенчатой последовательности крутящего момента) или двух угловых значений (в трёхступенчатой последовательности крутящего момента), то это болты T2Y. Болты с многоступенчатым крутящим моментом, но без указания углового значения, обычно можно использовать повторно.