Вопрос

Единичное значение крутящего момента в сравнении с крутящим моментом плюс угол (TA)

Производители автомобилей указывают разные способы затяжки для определённых болтов. Некоторые из них указывают только одно значение крутящего момента (например, 130 Н·м), в то время как другие предлагают использовать низкое значение крутящего момента (например, 40 Н·м) и угол поворота, равный 145 градусам. Я прочитал статью о разнице между этими двумя способами, но не смог до конца понять суть. Там говорилось что-то о растяжении болта при угловом повороте.
Мне нужно знать, что на самом деле происходит, когда вы затягиваете болт одноступенчатым методом с высоким крутящим моментом или двухступенчатым методом (с низким крутящим моментом + под углом)?


введите описание изображения здесь



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/85374/single-torque-value-vs-torque-plus-angle-ta

5 Комментариев

  1. Обычно несколько этапов затяжки связаны с тем, что используется несколько крепёжных элементов. Например, есть несколько болтов, которые удерживают головку на месте. Если затянуть каждый из них за один проход, крутящий момент будет распределяться неравномерно по всей головке, что приведёт к её деформации при первом запуске. Однопроходная затяжка обычно используется для элементов, которые должны быть надёжно закреплены только одним крепёжным элементом, например гайкой ступицы колеса. Поскольку всё крепится с помощью одного большого винта, вам нужно сделать это за один проход.


    Что касается крепежа с пределом текучести (T2Y), который вы предлагаете и который сегодня используется многими производителями, то это одноразовый крепеж, который необходимо заменить. Есть небольшая разница между тем, что сказал Solar Mike, и их реальным назначением. Все болты растягиваются в процессе затяжки. Именно это растяжение обеспечивает надежную фиксацию.


    Разница между болтами T2Y и обычными болтами заключается в том, что болты T2Y пластически деформируются. При затягивании они растягиваются, выходя за пределы своей первоначальной длины, но при этом надёжно удерживают деталь. После снятия они деформируются, и их нельзя использовать повторно (хотя найдутся те, кто будет клясться, что они в порядке, и использовать их снова... я бы не назвал это разумным решением, но каждому своё). Это связано с тем, что они уже растянуты и не смогут растянуться так же сильно снова.


    Многопроходными крепёжными элементами могут быть как болты T2Y, так и обычные болты. Обычно, если вы видите болт с указанием крутящего момента и одного углового значения (в двухступенчатой последовательности крутящего момента) или двух угловых значений (в трёхступенчатой последовательности крутящего момента), то это болты T2Y. Болты с многоступенчатым крутящим моментом, но без указания углового значения, обычно можно использовать повторно.


  1. Для разных болтов используются разные методы.


    Некоторые болты рассчитаны на одинаковую величину крутящего момента, поскольку они не сильно растягиваются, что зависит от материала и термической обработки.


    Другие болты специально сконструированы таким образом, чтобы растягиваться при настройке крутящего момента. Опять же, всё зависит от материала и обработки.


    Были даже специальные болты с внутренним штифтом, который не фиксировался до тех пор, пока его не затягивали достаточно сильно. Когда внешний болт или корпус растягивались, внутренний штифт фиксировался.


    Помните, что в зависимости от типа болты не только растягиваются на меньшую или большую величину, но и сжимают закрепляемые детали, а также уплотнительные прокладки.


    Также учтите, что угол наклона связан с растяжением болта как отношение угла к полному обороту. Таким образом, 180 градусов — это половина оборота, то есть половина шага резьбы.


  1. @NarimanAsgharian — верно. Сегодня многие болты коленчатого вала именно такие. Это одно из немногих мест, где используется болт T2Y.
  1. @Paulster2 — спасибо вам огромное! В машине моего друга есть один болт крепления шкива коленчатого вала, который производитель рекомендует затягивать с моментом 40 Н·м + 145 градусов. Судя по тому, что вы сказали, этот болт определённо не выдерживает заданного момента затяжки и после снятия его следует выбросить и заменить новым.
  1. Спасибо за ответ, но я хотел бы знать, в чём проблема с одноступенчатой затяжкой болта, который рассчитан на растяжение? Если он рассчитан на растяжение, то это может произойти при любом из способов. Действительно ли так важно делать это поэтапно?
Вы уже ответили на этот вопрос