Возможность проскальзывания звёздочки коленчатого вала по шейке коленчатого вала
Я задал этот вопрос в чате, но никто не ответил, поэтому я решил задать его здесь.
Может ли шестерня (звездочка) кривошипа соскочить с шатуна?
Насколько мне известно, большинство звездочек кривошипа крепятся к шатунному пальцу без шпоночного паза. Единственное, что удерживает их на месте, — это больший диаметр шатуна по сравнению с диаметром звездочки.
Достаточно ли этого, чтобы предотвратить соскальзывание?
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/85261/possibility-of-crankshaft-sprocket-slipping-on-crankshaft-snout
Я не уверен, что согласен с утверждением «большинство» в другом ответе. Некоторые, безусловно, так считают, но я никогда не видел статистики на этот счёт.
Я знаю, что некоторые двигатели сконструированы таким образом, что шестерня привода газораспределительного механизма удерживается на месте за счёт трения. В качестве примера можно привести Mini Cooper (то есть модель R56), который выглядит следующим образом:
Обратите внимание на красную стрелку, указывающую на шестерню ГРМ. На ней нет шпоночных пазов или шлицев, и она удерживается на месте за счёт давления между концом коленчатого вала и втулкой, которая крепится болтом шкива коленчатого вала. Если болт затянут недостаточно сильно, шестерня будет проскальзывать, и это серьёзная проблема.
Однако преимущество такой конструкции в том, что вам будет гораздо проще заменить цепь ГРМ сверху. Вы откручиваете болт кривошипа и вытаскиваете втулку, затем, открутив направляющие, поднимаете весь узел вверх, к верхней части двигателя.
Итак, отвечая на ваш вопрос, скажу: ДА. В некоторых конструкциях двигателей шестерня привода газораспределительного механизма не имеет шпоночного паза и при определённых обстоятельствах МОЖЕТ сдвинуться и изменить фазы газораспределения двигателя.
В конкретном случае с Mini R56 момент затяжки болта кривошипа достаточно велик, чтобы этого не произошло. Насколько я помню, он составляет около 120 футо-фунтов. ПЛЮС ещё 180 градусов поворота. Сделав это, я могу сказать, что болт затянут довольно сильно.