Может ли переключение на пониженную передачу в коробке передач с прямым переключением (DSG) / коробке передач с двойным сцеплением (DCT) при движении в гору привести к поломке трансмиссии?
Я прочитал статью о том, что может повредить вашу трансмиссию, если у вас коробка передач с прямым переключением или DSG. Для справки: DSG — это торговое название, которое Audi и VW используют для своих коробок передач, более известных как коробки передач с двойным сцеплением, или DCT.
Меня особенно смущает одна вещь:
Не переключайте передачу вверх при торможении или наоборот (переключение вниз + газ)
Рассмотрим следующий сценарий: у меня механическая коробка передач, я еду на 6-й передаче и начинаю подниматься в гору. Моему автомобилю не хватает крутящего момента, чтобы продолжать движение на 6-й передаче, поэтому мне нужно вручную переключиться на 5-ю (или более низкую) передачу и одновременно сильнее нажать на педаль газа, чтобы сохранить скорость. Если бы у меня была автоматическая коробка передач, я бы всё равно сильнее нажал на газ, но автомобиль автоматически переключился бы на более низкую передачу.
Я думаю, что это соответствует критериям переключения на пониженную передачу при нажатии на педаль газа, но в остальном это вполне нормальный сценарий вождения. Не повреждаю ли я свою коробку передач, когда делаю это? Действительно ли переключение на пониженную передачу при ускорении может повредить коробку передач DSG?
статья: https://gomechanic.in/blog/things-you-should-never-do-in-dsg-transmission/ (пункт 5)
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/86137/can-downshifting-a-direct-shift-gearbox-dsg-dual-clutch-transmission-dct-w
Прежде чем мы начнём, коробка передач с прямым переключением, или DSG, — это торговое название, которое Volkswagen и Audi используют для обозначения того, что в более широком смысле называется коробка передач с двойным сцеплением, или DCT. Большинству людей больше знакомо второе название и аббревиатура, поэтому в этом ответе я буду использовать в основном термины «коробка передач с двойным сцеплением» и «DCT». См. статью в Википедии о DSG для справки.
Теперь перейдём к вашему вопросу. Может ли переключение на повышенную передачу при торможении или на пониженную передачу при нажатии на педаль газа повредить вашу коробку передач DSG/DCT? Если коротко, нет, ни то, ни другое *не повредит* вашей коробке передач или другим частям вашего автомобиля. Однако это заблуждение действительно связано с реальной особенностью переключения передач в DCT, и, честно говоря, в статье, на которую вы ссылаетесь, ужасно объясняется, в чём заключается эта особенность и почему она возникает.
Хорошо, а откуда вообще взялось это заблуждение? Это будет довольно длинное объяснение, но я постараюсь быть кратким.
Немного об истории DCT
Говоря простым языком, основная причина, по которой коробки передач с двойным сцеплением могут переключаться так быстро, заключается в том, что они могут «подготовиться» к переключению на одну передачу вверх или вниз. Блок управления коробкой передач постоянно отслеживает такие параметры, как положение педали газа/тормоза, число оборотов двигателя, текущую скорость и ускорение, чтобы попытаться спрогнозировать, в каком направлении будет происходить следующее переключение. Затем он использует этот прогноз, чтобы подготовить соответствующую передачу в фоновом режиме до момента фактического переключения. Когда наконец происходит переключение, коробке передач нужно только включить подготовленную передачу, одновременно выключив текущую, и переключение происходит мгновенно, практически без простоя.
Загвоздка в том, что, хотя компьютер управления обычно неплохо справляется с прогнозированием, он не всегда идеален, и иногда коробке передач внезапно приходится переключаться в противоположном направлении. Это может произойти либо из-за резкого изменения действий водителя в автоматическом режиме, например из-за резкого нажатия на тормоз, либо в ручном режиме, когда водитель просто переключает передачу в противоположном направлении.
Если это происходит, трансмиссии требуется время, чтобы отключить неправильную передачу и включить правильную прежде, чем она сможет молниеносно переключиться на нужную передачу. В автоматическом режиме вы, скорее всего, этого вообще не заметите, но в ручном режиме будет заметная и неожиданная задержка между моментом, когда вы нажали на рычаг переключения, и моментом, когда трансмиссия переключится с текущей передачи на следующую.
Кстати, на некоторых спортивных автомобилях с подрулевыми переключателями есть положение, при котором переключатель находится в полунажатом состоянии, что позволяет обойти компьютерное прогнозирование и подготовить передачу к переключению до того, как переключатель будет полностью нажат. Уточните этот момент в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Что происходит, когда вы нажимаете на тормоз или наоборот?
Теперь мы наконец возвращаемся к тому, с чего начали. Две вещи, которых, как говорится в статье, делать не следует: переключать передачу на повышенную при торможении и на пониженную при ускорении — это сценарии, которые с большой вероятностью застанут компьютер врасплох.
В целом, если в какой-то момент вы тормозите и снижаете скорость, то, скорее всего, вы либо продолжите тормозить до полной остановки (и тогда вам нужно будет переключиться на более низкую передачу), либо отпустите педаль тормоза и будете двигаться по инерции с текущей скоростью (в этом случае подготовка к переключению на более низкую передачу не повредит). Лишь в очень редких случаях вы будете резко переключаться на более высокую передачу и жать на газ. Поэтому, скорее всего, во время торможения коробка передач будет подготовлена к переключению на более низкую передачу. В таком случае для повышения частоты вращения потребуется задержка на подготовку и повторную подготовку, чего вы, как водитель-человек, можете не ожидать и будете чувствовать, что что-то пошло не так.
Точно так же, если вы ускорялись в течение последних нескольких секунд (например, при выезде на автостраду), в любой момент вы, скорее всего, либо продолжите ускоряться (и тогда вам нужно будет переключиться на более высокую передачу, чтобы оставаться в диапазоне мощности), либо сбросите газ, потому что достигли желаемой скорости (и тогда вам нужно будет переключиться на более низкую передачу, чтобы снизить обороты и сэкономить топливо). Внезапное переключение на более низкую передачу при нажатой педали газа — это то, чего компьютер не ожидает и что приводит к задержке перед переключением.
Следует отметить, что прогнозы компьютера не так просты, как «нажми на газ, готовься к повышению передачи; нажми на тормоз, готовься к понижению передачи». Если вы ехали на 2200 оборотах в минуту, а затем начали сильнее нажимать на педаль газа, компьютер предугадает переключение на пониженную передачу, чтобы увеличить обороты до диапазона мощности, даже если вы продолжаете нажимать на газ.
Аналогичная логика применима к вашему примеру с началом подъёма в гору. Если водитель сильнее нажимает на педаль газа, но скорость увеличивается не так сильно, как должна, значит, водителю нужно больше мощности, поэтому компьютер подготавливает переключение на пониженную передачу в диапазоне мощности.
Я не эксперт в прогнозировании того, когда водитель переключит передачу, но я уверен, что для разработки таких алгоритмов прогнозирования проводится масса исследований. В некоторых автомобилях, которые можно переключить из экономичного режима в режим повышенной производительности, скорее всего, используется отдельный алгоритм для каждого режима. Я не удивлюсь, если здесь задействовано машинное обучение, благодаря которому каждая машина со временем начинает лучше прогнозировать действия конкретного водителя. Возможности здесь практически безграничны, но суть в том, что эти прогнозы на самом деле довольно точны.
Подводя итог
Если вам интересно узнать больше, я бы порекомендовал посмотреть видео на YouTube-канале Engineering Explained 5 вещей, которые ни в коем случае нельзя делать в автомобиле с коробкой передач с двойным сцеплением. Часть, которая имеет отношение к вашему вопросу начинается с 3:41, но я бы порекомендовал посмотреть и остальную часть, если вам интересно. Он гораздо лучше объясняет эту тему, и у него есть ещё несколько видео, в которых он подробно рассказывает о технических аспектах работы коробок передач с двойным сцеплением.