Как читать показания масляного щупа?
В инструкции по эксплуатации моего автомобиля сказано, что уровень масла следует проверять на прогретом двигателе (чтобы учесть тепловое расширение) после того, как автомобиль постоит на ровной поверхности в течение 5 минут после выключения двигателя (чтобы масло стекло обратно в масляный поддон).
Недавно я проделал эту процедуру. Я вытащил щуп, вытер его от масла, вставил обратно в двигатель, вытащил и посмотрел уровень масла. На самом деле очень сложно определить, где находится «уровень масла».
Я заметил следующее:
- Маслоизмерительный щуп был покрыт толстым слоем масла примерно до середины между отметками «низкий» и «высокий» уровень
- Примерно на половине уровня между отметками «минимум» и «максимум» слой масла постепенно становился всё тоньше и тоньше. Он полностью исчез чуть выше отметки «максимум».
Маслоизмерительный щуп не совсем плоский, у него есть два выступа: один ниже отметки «низкий уровень», а другой выше отметки «высокий уровень». Это гарантирует, что, когда вы вставляете щуп в двигатель, его шкала не касается никаких поверхностей внутри двигателя, а только масла. Таким образом, масло должно поступать только из масляного поддона, а не из трубки щупа, если она покрыта маслом.
Мне (и всегда было ясно) понятно, что такое количество масла в этом двигателе не является недостаточным. Машина всегда была такой, поэтому, похоже, она не расходует масло.
Однако я немного озадачен тем, почему показания на щупе такие расплывчатые и их трудно определить.
Я мог бы возразить, что, поскольку уровень масла на щупе лишь немного выше отметки «максимум», двигатель слегка переполнен маслом, а масло в нижней части щупа гуще, потому что, когда щуп вынимают из двигателя, масло начинает медленно стекать по нему.
Я мог бы также возразить, что, поскольку слой масла на щупе постепенно становится тоньше на полпути между отметками «высокий» и «низкий», уровень масла в двигателе находится посередине допустимого диапазона, а тонкий слой масла даже над отметкой «высокий» образовался из-за капиллярного эффекта, из-за которого масло поднимается по щупу (но будет ли капиллярный эффект в этом случае настолько сильным?).
При проверке уровня моторного масла на холодном двигателе после ночной стоянки автомобиля погрешность кажется гораздо меньше (возможно, из-за более высокой вязкости при низких температурах?), но есть два фактора, которые приводят к ошибкам в измерениях: (1) моторное масло холодное, что влияет на показания из-за теплового расширения, (2) моторное масло стекало в масляный поддон более 5 минут, что влияет на показания в направлении, противоположном тепловому расширению. Обычно я проверял уровень масла после того, как машина простояла ночь и двигатель остыл, но недавно я понял, что это может быть неправильным способом проверки уровня масла, и решил проверять уровень масла, когда двигатель горячий и машина простояла 5 минут, чтобы масло стекло обратно.
Но какой из этих двух аргументов правильный? Разница между «низким» и «высоким» уровнем составляет 1,5 литра, поэтому погрешность показаний щупа составляет примерно 0,9 литра.
Автомобиль — гибридная Toyota RAV4 2016 года выпуска с двигателем 2AR-FXE.
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/88467/how-to-read-a-dipstick
Раньше у меня иногда возникала такая проблема: оказывается, когда вы вставляете щуп в отверстие для измерения уровня масла после того, как вытерли его, масло может соскрестись по краям и исказить показания.
Попробуйте сделать несколько замеров, вытирая щуп после каждого. Также поворачивайте щуп на четверть оборота каждый раз и определите, какая ориентация лучше всего подходит для вашего двигателя. В дальнейшем придерживайтесь этого способа.