Вопрос

Как читать показания масляного щупа?

В инструкции по эксплуатации моего автомобиля сказано, что уровень масла следует проверять на прогретом двигателе (чтобы учесть тепловое расширение) после того, как автомобиль постоит на ровной поверхности в течение 5 минут после выключения двигателя (чтобы масло стекло обратно в масляный поддон).


Недавно я проделал эту процедуру. Я вытащил щуп, вытер его от масла, вставил обратно в двигатель, вытащил и посмотрел уровень масла. На самом деле очень сложно определить, где находится «уровень масла».


Я заметил следующее:



  • Маслоизмерительный щуп был покрыт толстым слоем масла примерно до середины между отметками «низкий» и «высокий» уровень

  • Примерно на половине уровня между отметками «минимум» и «максимум» слой масла постепенно становился всё тоньше и тоньше. Он полностью исчез чуть выше отметки «максимум».


Маслоизмерительный щуп не совсем плоский, у него есть два выступа: один ниже отметки «низкий уровень», а другой выше отметки «высокий уровень». Это гарантирует, что, когда вы вставляете щуп в двигатель, его шкала не касается никаких поверхностей внутри двигателя, а только масла. Таким образом, масло должно поступать только из масляного поддона, а не из трубки щупа, если она покрыта маслом.


Мне (и всегда было ясно) понятно, что такое количество масла в этом двигателе не является недостаточным. Машина всегда была такой, поэтому, похоже, она не расходует масло.


Однако я немного озадачен тем, почему показания на щупе такие расплывчатые и их трудно определить.


Я мог бы возразить, что, поскольку уровень масла на щупе лишь немного выше отметки «максимум», двигатель слегка переполнен маслом, а масло в нижней части щупа гуще, потому что, когда щуп вынимают из двигателя, масло начинает медленно стекать по нему.


Я мог бы также возразить, что, поскольку слой масла на щупе постепенно становится тоньше на полпути между отметками «высокий» и «низкий», уровень масла в двигателе находится посередине допустимого диапазона, а тонкий слой масла даже над отметкой «высокий» образовался из-за капиллярного эффекта, из-за которого масло поднимается по щупу (но будет ли капиллярный эффект в этом случае настолько сильным?).


При проверке уровня моторного масла на холодном двигателе после ночной стоянки автомобиля погрешность кажется гораздо меньше (возможно, из-за более высокой вязкости при низких температурах?), но есть два фактора, которые приводят к ошибкам в измерениях: (1) моторное масло холодное, что влияет на показания из-за теплового расширения, (2) моторное масло стекало в масляный поддон более 5 минут, что влияет на показания в направлении, противоположном тепловому расширению. Обычно я проверял уровень масла после того, как машина простояла ночь и двигатель остыл, но недавно я понял, что это может быть неправильным способом проверки уровня масла, и решил проверять уровень масла, когда двигатель горячий и машина простояла 5 минут, чтобы масло стекло обратно.


Но какой из этих двух аргументов правильный? Разница между «низким» и «высоким» уровнем составляет 1,5 литра, поэтому погрешность показаний щупа составляет примерно 0,9 литра.


Автомобиль — гибридная Toyota RAV4 2016 года выпуска с двигателем 2AR-FXE.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/88467/how-to-read-a-dipstick

6 Комментариев

  1. Раньше у меня иногда возникала такая проблема: оказывается, когда вы вставляете щуп в отверстие для измерения уровня масла после того, как вытерли его, масло может соскрестись по краям и исказить показания.


    Попробуйте сделать несколько замеров, вытирая щуп после каждого. Также поворачивайте щуп на четверть оборота каждый раз и определите, какая ориентация лучше всего подходит для вашего двигателя. В дальнейшем придерживайтесь этого способа.


  1. Если уровень масла неочевиден, ориентируйтесь на нижнюю сухую часть масляного щупа. Фактический уровень масла никогда не будет выше самой нижней сухой части масляного щупа. Это невозможно, если только в масле нет крупных пузырьков. Поэтому ищите самую нижнюю сухую часть.


  1. @WeatherVane — в зависимости от того, как он собран, это может происходить каждый раз, когда вы прикладываете его к стене, чтобы снять показания. Может быть полным бредом.
  1. Если вы сначала вынули, протёрли и вернули на место масляный щуп, а затем снова его вытащили, то при первом извлечении щупа немного масла могло попасть в трубку (с нижней части щупа), а при втором извлечении оно могло стечь обратно. Но очевидно, что вы всё равно могли видеть уровень масла. В следующий раз посмотрите на щуп при первом извлечении, а затем протрите его, верните на место и снова извлеките.
  1. Фотография того, что вы видите, может оказаться очень полезной. Я заметил, что некоторые щупы сложно использовать.
  1. Капиллярный эффект не возникает. Капиллярный эффект возникает за счёт абсорбции. Если уж на то пошло, физический термин, который может здесь использоваться, называется «смачивание» и означает, что жидкость поднимается по твёрдому объекту из-за его структуры. Наиболее заметно этот эффект проявляется в том, как вода поднимается по стенкам стеклянного сосуда. Кроме того, я не совсем понимаю, в чём заключается ваш вопрос? Какие два аргумента вы имеете в виду?
Вы уже ответили на этот вопрос